Если «бирюзовый» стиль управления так хорош, почему он не распространен?

PsychologiesБизнес

Антиутопия в бирюзовых тонах

Осознанное самоуправление, креативность, удовольствие от работы, никаких иерархий и начальников, ноль контроля… Это ли не мечта любого сотрудника? Если модный нынче «бирюзовый» стиль управления так хорош, почему он не распространен повсеместно?

Текст Ольга Кочеткова-Корелова

Российский бизнес, однажды возникнув в 90-е, как подросток, продолжает увлекаться модными штучками и пробует на зубок разные тренды. Консалтинговые агентства предлагают один за другим волшебные рецепты процветания, то по японской, то по американской системе менеджмента. А сотрудники только успевают то изучать новые правила бережливого производства, то ищут всем коллективом ценности, по которым теперь придется жить и работать. В последнее время много говорят о бирюзовых компаниях. Что это такое? Все началось с идеи спиральной динамики, согласно которой развитие личности проходит несколько этапов (обозначенных разными цветами). Такую концепцию предложил американский психолог Клер Грейвз в середине прошлого века, а в 2014 году бельгиец Фредерик Лалу1 применил ее к компаниям: в развитии они могут пройти путь в пять цветов и добраться до высшей ступени – бирюзовой. На ней бизнес-процессы построены по принципу самоорганизации, завязаны не на экономические показатели, а на общечеловеческие цели, а мотивация сотрудников зависит вовсе не от соцпакета, а от возможности самореализации. Эта идея очаровала мир. Не осталась в стороне и Россия. И вот уже российские бизнесмены перестраивают бизнес в направлении «бирюзы», а сотрудники всея Руси мечтают о свободе без начальников и о личностном развитии. Насколько реалистичны эти надежды?

Цветовая дифференциация

Концепция Лалу определяет семь стадий развития организаций на протяжении истории человечества, сегодня из них существуют пять. Первая – импульсивная (красная). «Ей свойствен директивный, авторитарный стиль управления сверху вниз: как я сказал, так и делай, – объясняет бизнес-тренер, коуч Анастасия Шемонаева. – У каждого своя зона ответственности, шаг влево-вправо запрещен. Сотрудники воспринимаются исключительно как винтики, как ресурс. Их выжимают и выбрасывают за ненадобностью. Владельцу все равно, нравится им это или нет. Сотрудники в такой бизнес-модели глубоко несчастны, поэтому там большая текучка кадров».

Вторая – конформистская стадия (янтарная или желтая). «Пример – армия, построенная по определенным правилам и букве закона, – продолжает коуч. – Это стабильные регулируемые иерархии».

Третий вид компаний – конкурентные (оранжевая стадия). «В условиях выхода на рынок, когда нужно предложить свой, отличный от множества других продукт, приходится выделяться чем-то, придумывать что-то новое. А это невозможно без того, чтобы наделить сотрудников некой долей свободы и полномочий, – подчеркивает Анастасия Шемонаева. – Поэтому они воспринимаются уже не как винтики, а как носители идей, которые могут быть полезны бизнесу». Здесь сотрудников уже начинают вовлекать в развитие компаний, но это еще не вершина, а только середина спирали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Минный пол Минный пол

20 вещей, которых мы боимся в женщинах

Maxim
Яркая смерть: как бренды зарабатывают на цвете и почему это плохо для планеты Яркая смерть: как бренды зарабатывают на цвете и почему это плохо для планеты

Одежда ярких цветов – один из способов нанести вред окружающей среде

GQ
Антивирус: как укрепить психологический иммунитет Антивирус: как укрепить психологический иммунитет

Пандемия повлияла не только на наше здоровье, но и на экономику и образ мыслей

Psychologies
Воспоминания внука Константина Рокоссовского о деде Воспоминания внука Константина Рокоссовского о деде

Журналистка Ариадна Рокоссовская написала книгу «Утро после Победы»

СНОБ
Близкие, которых мы выбираем Близкие, которых мы выбираем

Друзья-товарищи – опоры нашей жизни, в гораздо большей степени, чем мы сознаем

Psychologies
Грек на душу Грек на душу

Если хочется тепла, песка и голубого неба – нужно ехать в Грецию!

Cosmopolitan
Улыбаться жизни вместе Улыбаться жизни вместе

Кто сказал, что жизнь – это всегда преодоление?

Psychologies
Они настоящие! Они настоящие!

В стоматологии наступила эпоха новой искренности

Собака.ru
Брат ты мне или враг? Брат ты мне или враг?

Разбираем пять мифов о дружбе

Psychologies
4 шага к успешным диалогам в приложениях для знакомств (это проще, чем кажется) 4 шага к успешным диалогам в приложениях для знакомств (это проще, чем кажется)

Это просто, если делать все правильно

Playboy
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Кожа из рыбы и пластик из грибов: 8 самых необычных экологичных материалов, из которых делают одежду Кожа из рыбы и пластик из грибов: 8 самых необычных экологичных материалов, из которых делают одежду

Самые необычные материалы, из которых может быть сшита одежда

Esquire
Точки зрения: почему мы не видим себя такими, какие мы есть Точки зрения: почему мы не видим себя такими, какие мы есть

Мы ищем себя в отражении или в размышлениях о себе

Psychologies
7 главных российских вратарей из НХЛ 7 главных российских вратарей из НХЛ

Хоккеисты, которые доказывают, что наша вратарская школа – одна из лучших в мире

GQ
8 шагов к эмоциональной устойчивости 8 шагов к эмоциональной устойчивости

Среди советов о том, как пережить трудности, мы выбрали 8 самых действенных

Psychologies
5 писателей-дебоширов 5 писателей-дебоширов

Скандальные выходки знаменитых писателей

Maxim
Больше, чем любовь: как мы встречаемся и почему расстаемся Больше, чем любовь: как мы встречаемся и почему расстаемся

Почему друзья детства редко остаются с нами, а обрести новых непросто?

Psychologies
Поменьше философствуйте. Как построить личный бренд в социальных сетях Поменьше философствуйте. Как построить личный бренд в социальных сетях

Сегодня все только и говорят о «личном бренде»

Forbes
Марго Робби Марго Робби

Ни одна из голливудских актрис не будоражит наши чувства так, как Марго Робби

Playboy
Почему Генрих — не Генрих, а Людовик — не Людовик? Почему Генрих — не Генрих, а Людовик — не Людовик?

О проблеме перевода или огласовки иностранных имён собственных

Наука и жизнь
Большая энциклопедия джентльмена Большая энциклопедия джентльмена

Как вести себя в театре, музее и на красной дорожке

GQ
Фемида против Бахуса: всемирная история борьбы с алкоголем Фемида против Бахуса: всемирная история борьбы с алкоголем

Цивилизация боролась с алкоголем хитростью и законами, но спирт все пережил

Maxim
Со скоростью Светы Со скоростью Светы

Светлана Ходченкова о женском соперничестве и дружбе с мужчинами

Cosmopolitan
Эпоха восхождения Эпоха восхождения

Собираетесь покататься на горных лыжах? GRAZIA рассказывает, куда лучше поехать

Grazia
Тест и обзор детских умных часов ELARI KidPhone Fresh: всегда на связи и под присмотром Тест и обзор детских умных часов ELARI KidPhone Fresh: всегда на связи и под присмотром

Набор «родительских» функций впечатляет. Как это все работает на практике?

CHIP
Дело «Сети»* как зеркало, но не революции Дело «Сети»* как зеркало, но не революции

Почему за нереальные преступления дают нереальные сроки

Русский репортер
10 главных продавцов Рунета. Рейтинг Forbes 10 главных продавцов Рунета. Рейтинг Forbes

Рейтинг крупнейших продавцов товаров и услуг в Рунете

Forbes
7 продуктов для дома, которые мы используем неправильно 7 продуктов для дома, которые мы используем неправильно

Иногда мы используем знакомые нам продукты не по назначению

Популярная механика
Бег на месте: почему гонка за вечной молодостью бессмысленна Бег на месте: почему гонка за вечной молодостью бессмысленна

Тема старения в нашем обществе пока табуирована

Cosmopolitan
«Люди бывают страшнее, чем сколопендры» «Люди бывают страшнее, чем сколопендры»

Актриса Наталья Бардо о том, как психолог помог ей по-новому взглянуть на жизнь

OK!
Открыть в приложении