Антиутопия в бирюзовых тонах
Осознанное самоуправление, креативность, удовольствие от работы, никаких иерархий и начальников, ноль контроля… Это ли не мечта любого сотрудника? Если модный нынче «бирюзовый» стиль управления так хорош, почему он не распространен повсеместно?
Российский бизнес, однажды возникнув в 90-е, как подросток, продолжает увлекаться модными штучками и пробует на зубок разные тренды. Консалтинговые агентства предлагают один за другим волшебные рецепты процветания, то по японской, то по американской системе менеджмента. А сотрудники только успевают то изучать новые правила бережливого производства, то ищут всем коллективом ценности, по которым теперь придется жить и работать. В последнее время много говорят о бирюзовых компаниях. Что это такое? Все началось с идеи спиральной динамики, согласно которой развитие личности проходит несколько этапов (обозначенных разными цветами). Такую концепцию предложил американский психолог Клер Грейвз в середине прошлого века, а в 2014 году бельгиец Фредерик Лалу1 применил ее к компаниям: в развитии они могут пройти путь в пять цветов и добраться до высшей ступени – бирюзовой. На ней бизнес-процессы построены по принципу самоорганизации, завязаны не на экономические показатели, а на общечеловеческие цели, а мотивация сотрудников зависит вовсе не от соцпакета, а от возможности самореализации. Эта идея очаровала мир. Не осталась в стороне и Россия. И вот уже российские бизнесмены перестраивают бизнес в направлении «бирюзы», а сотрудники всея Руси мечтают о свободе без начальников и о личностном развитии. Насколько реалистичны эти надежды?
Цветовая дифференциация
Концепция Лалу определяет семь стадий развития организаций на протяжении истории человечества, сегодня из них существуют пять. Первая – импульсивная (красная). «Ей свойствен директивный, авторитарный стиль управления сверху вниз: как я сказал, так и делай, – объясняет бизнес-тренер, коуч Анастасия Шемонаева. – У каждого своя зона ответственности, шаг влево-вправо запрещен. Сотрудники воспринимаются исключительно как винтики, как ресурс. Их выжимают и выбрасывают за ненадобностью. Владельцу все равно, нравится им это или нет. Сотрудники в такой бизнес-модели глубоко несчастны, поэтому там большая текучка кадров».
Вторая – конформистская стадия (янтарная или желтая). «Пример – армия, построенная по определенным правилам и букве закона, – продолжает коуч. – Это стабильные регулируемые иерархии».
Третий вид компаний – конкурентные (оранжевая стадия). «В условиях выхода на рынок, когда нужно предложить свой, отличный от множества других продукт, приходится выделяться чем-то, придумывать что-то новое. А это невозможно без того, чтобы наделить сотрудников некой долей свободы и полномочий, – подчеркивает Анастасия Шемонаева. – Поэтому они воспринимаются уже не как винтики, а как носители идей, которые могут быть полезны бизнесу». Здесь сотрудников уже начинают вовлекать в развитие компаний, но это еще не вершина, а только середина спирали.