Досье. Мы все зависимы? / Анализ
Когда пристрастия нами управляют
На наших глазах появляются все новые типы зависимого поведения. Кажется, что эта эпидемия захлестнула весь мир и под угрозой сегодня – каждый из нас. Так ли это?
У вас наверняка есть знакомые, которые до ночи просиживают на работе, не мыслят ни дня без похода в фитнес-клуб или «пробежки» по магазинам. Да что знакомые – сядьте в автобус (ладно, встаньте, сесть все равно не получится). Каждый второй не видит ничего вокруг, кроме своего телефона, полностью поглощенный либо игрой, либо социальными сетями. Эти бытовые наблюдения подтверждает и статистика. Например, 6% американцев и французов залезают в долги, потому что изо дня в день покупают вещи, которые им абсолютно не нужны!1 В таких обстоятельствах клиники и реабилитационные центры, обещающие исцелить от пристрастия к интернету или азартным играм, отнюдь не пустуют. Человечеству словно мало химических зависимостей – алкоголизма, наркомании, табакокурения. Оно неустанно создает все новые – теперь уже поведенческие – зависимости. Но, возможно, мы торопимся с выводами?
Технология рабства
Слово addiction («зависимость») восходит к латинскому addicere, «присуждать к чему-либо». Так в Древнем Риме говорили о рабах. Их лишали имени, они были «присуждены» к своему хозяину. Зависимость, по сути, и означает рабскую принадлежность человека тому или иному веществу или типу поведения.
Механизм зависимостей известен. Химические зависимости подразумевают употребление веществ, которые, упрощенно говоря, стимулируют центры удовольствия, способствуя выработке «гормонов радости». Со временем эти вещества встраиваются в обменные процессы, делая зависимость уже физиологической. У поведенческих зависимостей биохимия немного иная, объясняет психотерапевт Яков Кочетков. «Они все равно задействуют одну из систем подкрепления, связанную с дофамином. Но его выработку стимулируют определенные типы поведения».
Отсюда, казалось бы, следует утешительный вывод: победить поведенческие зависимости проще. Отчасти это верно, но далеко не всегда: «например, при игромании психологические системы подкрепления задействованы практически в той же мере, что и при употреблении наркотиков», – отмечает Яков Кочетков. Все решают индивидуальные особенности. Психологи выделяют группу факторов, которые облегчают формирование зависимостей. Это депрессивный темперамент, импульсивность, нетерпеливость, эмоционально бедная жизнь, а также генетическая предрасположенность.
Болезнь века
Поведенческие зависимости появились не сегодня. Психоаналитик Отто Фенихель (Otto Fenichel) еще в 1940-е годы описывал их как «наркоманию без наркотиков» и считал разновидностью неврозов. Но почему именно сейчас они расцвели пышным цветом? Мы живем в обществе, где потребление и обладание стали главными свидетельствами успеха, а с неудачей мириться нельзя. Постоянно покупать – норма, даже если ради этого приходится работать сутками напролет или брать кредиты. А чтобы снять напряжение, цивилизация придумывает все новые способы получения удовольствия. Которые тоже становятся источниками зависимостей – будь то компьютерные игры или социальные сети. «В отсутствие привязанностей, питающих эмоционально и духовно, разобщенные индивиды