Психолог от бота: почему выходцы из «Яндекса» продали сервис самопомощи Sayana
Бывший глава разработки экспериментальных проектов «Яндекса» Сергей Файфер в 2018 году придумал приложение Sayana с чат-ботом, который помогает бороться с тревожными состояниями, эмоциональным выгоранием и делает терапию более доступной. Спустя четыре года стартап приобрела компания Headspace — один из лидеров рынка приложений для сна и медитаций.
«Как вы чувствуете себя сегодня утром, что у вас вызывает усталость, хотели бы вы об этом поговорить?», — спрашивает корреспондента Forbes Саяна во время сессии. Саяна помогает справиться с тревожностью, выгоранием и другими негативными эмоциональными состояниями. Но она — не терапевт, а бот, который существует внутри одноименного приложения для самопомощи Sayana и общается с пользователями текстом или голосом.
Приложение в 2018 году запустили выходцы из «Яндекса» Сергей Файфер и Александр Баранов вместе с партнером-иллюстратором Александрой Барановской. Изначально Sayana работало как чат-бот, который имитирует реальную сессию с терапевтом в текстовом формате. Впоследствии команда дважды дорабатывала механику взаимодействия с пользователями. Сейчас Sayana задает им вопросы о самочувствии, причинах текущего состоянии и так далее, предлагает на выбор готовые варианты ответа и рекомендует упражнения по итогам беседы.
В 2019 году партнеры стали брать плату за подписку на бота-терапевта. С тех пор они привлекли несколько сотен тысяч пользователей, прошли один из главных акселераторов Кремниевой долины Y Combinator и нашли приложению покупателя в лице британского Headspace — одного из мировых лидеров среди приложений для ментального здоровья с оценкой в $3 млрд. Стороны не раскрывают сумму сделки. Покупка Sayana могла обойтись британцам в несколько десятков миллионов долларов, считают эксперты.
Зачем основатели продали сервис, работающий на растущем рынке приложений для ментального здоровья, и что они намерены делать дальше?
Игра в бога
Сергей Файфер родился в Сургуте. Когда ему было 14 лет, семья переехала в Москву. Здесь Файфер поступил в Высшую школу экономики на факультет логистики. Тогда профессия логиста казалась ему «надежной и денежной», но в процессе обучения он изменил свое мнение: «Специальность оказалась заурядной и не такой денежной после кризиса 2008 года».
В свободное от учебы время Файфер верстал сайты и увлекался пользовательским дизайном. В 2010 году «на удачу» он подал заявление на вакансию продакт-менеджера в «Яндекс». К своему удивлению, он получил приглашение на собеседование и прошел его. «Оказалось, в то время мой будущий руководитель хотел в качестве эксперимента взять человека с базовым пониманием технологий и образованием в менеджменте — и вырастить из него менеджера технологических проектов», — рассказывает он.
Спустя два года Файфер обратил внимание на бум стартапов в Кремниевой долине — сообщения о новых технологических проектах мелькали в новостях ежедневно. Вдохновившись историями успеха калифорнийских предпринимателей, он решил снова попытать удачу — переехать в Пало-Альто. «Я ехал в никуда, — признается предприниматель. — Мне просто хотелось оказаться среди людей, которые делают международные проекты, строить новые продукты и экспериментировать с идеями».
Новость об увольнении Файфера в связи с переездом в США дошла до сооснователя «Яндекса», тогда директора по технологиям Ильи Сегаловича (в 2013 году умер от рака). Файфер вспоминает, что Сегалович тогда рассказал ему о дочерней компании «Яндекса» в Пало-Альто — Yandex Labs, которая с 2008 года занималась экспериментальными разработками. Приехав в Долину, Файфер встретился с местной командой и прошел собеседование на позицию продуктового дизайнера в проект по разработке поисковика по соцсетям Yandex Wonder.
Впоследствии Файфер стал руководителем разработки экспериментальных проектов в Yandex Labs. Но в 2015 году «Яндекс» расформировал калифорнийский офис, вспоминает предприниматель. Он связывает решение с изменением приоритетов головной компании. В «Яндексе» не ответили на запрос Forbes о факте и причинах закрытия офиса в Пало-Альто.
После увольнения Файфер начал искать идеи для собственного стартапа. В ноябре 2015 года его друг, бывший арт-директор консалтингового бюро «Стрелка» и основатель калифорнийского стартапа Stampsy Роман Мазуренко, погиб в ДТП. Их общая подруга, соосновательница приложения Luka Евгения Куйда, предложила увековечить память о Мазуренко, создав чат-бота, который имитирует переписку с ним. С разработкой ботов Куйда уже была знакома — в Luka виртуальный собеседник рекомендовал пользователям рестораны для ужина, присылал сводку новостей или рассказывал о погоде. Куйда и Файфер создали бота-Мазуренко к маю 2016-го — в основу него легли сообщения погибшего из личных переписок с друзьями, его фотографии и статьи. Бот существовал в рамках Luka, в переписку с ним мог вступить любой желающий.
Разработка вызвала резонанс среди пользователей Luka, вспоминает Файфер: «Люди говорили, что мы играем в бога, занимаемся воскрешениями». В нише чат-ботов есть потенциал, заключил он и в конце 2016-го присоединился к проекту в качестве дизайнера. Спустя четыре месяца Файфер стал директором по продукту стартапа. К тому времени Luka сменила название на Replika и превратилась в площадку, где пользователь мог создать себе цифрового ассистента. Виртуальный собеседник «обучался» во время бесед и затем мог советовать пользователю кино и музыку. Куйда не ответила на вопросы Forbes об участии Файфера в проектах.