«Проснись, мы меняем мир»: в Турции бум разработки мобильных игр, а их создателей оценивают в миллиарды долларов
Рынок мобильных игр в Турции развивается даже во время кризиса в стране, но рядовые разработчики не всегда остаются в плюсе. Про историю и современное состояние индустрии — в пересказе Rest of the World.
![1280](https://cs.kiozk.ru/content/article/g0g/yed/liu/xsz1plksr97arq3pbzmqr0q/emxhe6.jpg?v=2&temp_url_sig=ZgfnUSdcBNrVHXqa87zKvA&temp_url_expires=1738903832)
18 февраля 2019 года крупный турецкий разработчик мобильных игр Peak Games запустил телерекламу, чтобы привлечь новых специалистов. Правда, напоминала она скорее призыв на службу, пишет Rest of the World: сперва по людной городской улице разгуливает носорог, а затем на экране появляется таинственное сообщение.
«Проснись, скоро мы изменим мир. Думаешь, всё это шутка? Тогда переключи канал и убедись: всё более чем серьёзно».
Видеоролик компании одновременно транслировали все государственные каналы. И реклама, считает издание, была не чем иным, как «смелой и дорогостоящей демонстрацией силы»: и для Peak Games, и для игровой индустрии Турции в целом.
Реклама Peak. Среди комментариев: «Заставили ленивых на протяжении трёх минут читать»; «Вот это я понимаю реклама — у меня мурашки!»; «Я чуть было с флагом на улицы на вышел»
За последнее десятилетие Peak Games и другие турецкие студии превратили Стамбул в мировую столицу казуальных или же F2P-игр. В отличие от высокобюджетных игр вроде компьютерных Halo, Assassin's Creed и Final Fantasy, казуальные:
- В основном создаются для мобильных устройств.
- Ориентированы на максимально широкую аудиторию.
- Не имеют длинного сюжета.
- Просты в освоении.
По данным за 2020 год, в казуальные игры играют около 58,9% всех «мобильных» пользователей, а объём мирового рынка таких проектов оценивают более чем в $8 млрд. В марте 2021 года шесть из десяти лучших игр в американском App Store принадлежали именно турецким студиям. Например:
- Basketball Arena — онлайн-баскетбол.
- Bounce Big — «беговая» аркада.
- Deep Clean Inc. 3D — чистка телефонов, мебели и унитазов.
- Jelly Dye — раскраска желейных фигур.
Стамбул стал магнитом не только для мобильных разработчиков, но и крупнейших студий: немецкая Crytek и французская Voodoo, например, арендовали в городе дополнительные офисы. А в 2020 году один из лидирующих американских разработчиков Zynga заключил самую крупную для себя сделку, купив турецкую Peak Games за $1,8 млрд. Последняя благодаря этому стала первым «единорогом» в стране.
В 2021 году к ней присоединилась стамбульская Dream Games: она получила статус всего через четыре месяца после выпуска своей первой игры «три в ряд» Royal Match. У компании 6 млн пользователей ежемесячно, которые приносят ей $20 млн, совершая внутренние покупки.
![1280](https://cs.kiozk.ru/content/article/g0g/yed/liu/xsz1plksr97arq3pbzmqr0q/xfp0yn.jpg?v=2&temp_url_sig=W_P0d4NvMGrxcM7WCpAmDw&temp_url_expires=1738903832)
![1280](https://cs.kiozk.ru/content/article/g0g/yed/liu/xsz1plksr97arq3pbzmqr0q/351acq.jpg?v=2&temp_url_sig=clvNfwtdRdZiWhFnZ_sdKw&temp_url_expires=1738903832)
«Мобильный бум» совпал с долговым кризисом Турции и обвалом турецкой лиры. Так что разработка казуальных игр стала своеобразной «американской мечтой» в период экономического упадка, говорит основатель образовательной лаборатории BUG Гювен Чатак. BUG входит в состав частного стамбульского вуза и обучает бакалавров и магистров игровому дизайну.
Компании-издатели следят за выпускниками школ и университетов, чтобы сразу подписать с ними годичные контракты, и обещают им заработок выше, чем у родителей. И некоторым действительно удаётся улучшить финансовое положение.
«Однако другим специалистам отрасль не даёт ничего, кроме пустых обещаний», — пишет Rest of the World. Разработчики рассказывают о тяжёлых условиях, в которых им приходится работать. Начальство заставляет их создавать по несколько игр в неделю и не выплачивает даже авансов.
Но текучка кадров владельцев таких «потогонок» не пугает: очередь из новобранцев только и ждёт, чтобы кто-то освободил место.