Профессия — ретушер: кто стоит за идеальными фото российских звезд
Над идеальной внешностью, транслируемой российскими знаменитостями в социальных сетях, работает целая команда профессионалов. «РБК Стиль» узнал, что просят подкорректировать инфлюэнсеры и почему они никогда не смогут отказаться от фотошопа.
Давайте признаемся: многие из нас редактируют свои фотографии. Натирают экран, словно волшебную лампу Аладдина, игнорируют просьбы Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) помечать отретушированные посты, противоречат собственным же убеждениям о том, насколько важно показывать себя естественными и неидеальными.
Знаменитости, выкладывающие в социальные сети не один, а сразу несколько кадров в день, идут дальше и для экономии времени обращаются за чудодейственными эффектами к профессиональным ретушерам. «У меня есть фоторедактор. Все его знают. У всех нас он общий, — рассказывала музыкальный продюсер Яна Рудковская в видео-интервью авторам Telegram-канала "Антиглянец". — Учитывая, что я всех старше, что мне уже 45 [лет], то я вынуждена пользоваться [услугами ретушера]».
Тема ретуши также поднималась на круглом столе «Инстаграмщицы: высший свет против девушек в купальниках», который организовала Ксения Собчак. Видео набрало почти 5 млн просмотров на YouTube-канале журналистки. «У меня есть свой ретушер, который с профессиональной точки зрения знает, как отрегулировать свет, допустим, убрать что-то на лице, — комментировала одна из участниц дискуссии, финалистка проекта "Холостяк" Виктория Короткова. — Я ей скидываю фотографии. Стоимость ретуши одной фотографии — 400 руб.»
Ту же цену назвала менеджер Натальи Давыдовой aka Тети Моти, к которой «РБК Стиль» обратился за комментарием. Недавно героиня Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) снялась в клипе «Фотосессия» возрожденной группы «Ленинград», выступив антиподом главной героини — модели plus-size, пропускающей свои фото через автоматические «худящие» фильтры социальной сети. Однако Давыдова признается, что некоторые ее снимки тоже подвергаются редактированию: «Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) для меня уже стал коммерческим проектом, в котором у меня есть взаимоотношения с рекламодателями. Поэтому мои фотографии, естественно, улучшаются, происходит цветокоррекция, которая делает их еще более приятными глазу».
На вопрос, корректировала ли она в фотошопе свою фигуру, Наталья Давыдова отвечает: «Слушайте, ну все мы грешим этим. Все. Но я надеюсь, что клип группы "Ленинград" показал, что нешибко я там тружусь над тем, чтобы визуально улучшить свои картинки. Я тружусь над тем, чтобы улучшить свое тело. Много занимаюсь в спортзале, тренируюсь в своем приложении Welps».
К видео как к доказательству истинного положения дел (а точнее — состояния тел) в разговоре с «РБК Стиль» апеллирует и Тина Канделаки: «Конечно, у меня в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) присутствуют ретушь и обработка фото модными фильтрами, но я не особо в это вникаю. Над моим аккаунтом работает целая команда профессионалов, в чьей компетентности я уверена. Всем тем, кто обвиняет меня в использовании фотошопа, хочу посоветовать зайти в мои сторис или посмотреть видео со мной. Тут подделать ничего нельзя».
Имена людей, которые работают над улучшением визуального контента для Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Тина Канделаки, как и Наталья Давыдова, не раскрывает. Тема настолько щепетильная, что все явки и пароли защищаются как военная тайна и передаются только после долгих лет дружбы, только на ушко и только с предупреждением «больше никому».
«РБК Стиль» удалось добыть несколько заветных контактов, но большинство из собеседников отказалось рассказывать о своей работе даже на условиях анонимности. Девушку, которая все же решилась открыто с нами поговорить, зовут Анастасия Хрусловская. Окончив обучение по магистерской программе «Бренд-менеджмент товаров класса люкс» в Istituto Marangoni, она попала на практику в ЦУМ, а после стала ассистентом фэшн-директора универмага Аллы Вербер.
«Изначально в мои обязанности входило все, что было связано с PR-активностями: организация участия в съемках, мероприятиях, премиях, а также непосредственное сопровождение Аллы Вербер. В 2016 году, когда я начала работать ассистентом, Алла Константиновна стала активно развивать свой инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Фотография всегда была моим хобби — я фотографировала с 15 лет, а также закончила ряд курсов по обработке фото. Поэтому у меня появилась дополнительная обязанность — создание контента для социальных сетей. Мы старались вести их максимально жизненно. И, судя по отзывам наших подписчиков, это получалось».