Поварская улица: 200 лет в пространстве российского искусства
Поварская улица, Хлебный, Скатертный переулки — эти названия напоминают о том, что когда-то район был связан с продовольственным снабжением царского двора. Но в XVIII веке он начинает застраиваться роскошными усадьбами аристократов, а в XIX–XX веках Поварская становится неразрывно связана со знаковыми фигурами и событиями в истории искусства. «Сноб» вместе с группой компаний «Галс» вспоминают отдельные эпизоды художественной истории, произошедшие между Арбатом и Кудринской площадью.
1805–1812. Московский дом Ростовых в «Войне и мире»
«С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской» — так в «Войне и мире» начинается празднование именин двух Наталий, матери и дочери. Лев Толстой не случайно поместил московский дом Ростовых именно на эту улицу: в XVIII–XIX веках она, несмотря на унаследованное от предыдущей эпохи «кухонное» название, превратилась в престижный аристократический район. А где аристократия, там и искусство, ведь в дворянскую эпоху оно было по преимуществу уделом высших слоев общества. С Поварской улицей так или иначе связаны судьбы многих русских классиков золотого века: здесь жили Державин, Лермонтов, Гоголь, бывали Пушкин, Толстой и многие другие.
На Поварской же происходит одна из самых ярких сцен третьего тома «Войны и мира»: Пьер Безухов в состоянии «близком к помешательству» бродит по охваченной пожаром Москве 1812 года: «По мере того как Пьер приближался к Поварской, дым становился сильнее и сильнее, становилось даже тепло от огня пожара». Услышав крик женщины о помощи, он спасает из огня ее дочь и совершает другие благородные поступки.
1828. Пушкин представляет друзьям поэму «Полтава»
В декабре 1828 года Пушкин, прибыв в Москву, впервые исполнил поэму «Полтава». Это было на Поварской улице, в доме №27, на квартире отставного полковника Сергея Киселева. Когда мы представляем поэтические чтения, воображение может нарисовать обширную залу, заполненную публикой. Однако на этом мероприятии присутствовали всего четыре слушателя: хозяин квартиры Сергей Киселев, поэт и друг Пушкина Петр Вяземский, граф Федор Толстой (авантюрист и путешественник, известный по прозвищу Американец) и офицер Александр Башилов, который, по воспоминанию Вяземского, был сильно пьян.
С хозяином квартиры Пушкин имел шансы породниться: в те годы они оба ухаживали за сестрами Екатериной и Елизаветой Ушаковыми, и впоследствии Киселев женился на Елизавете. А Екатерина сохранила в память о поэте один из первых экземпляров «Полтавы».
1830. Лермонтов рисует на стене портрет воображаемого предка
Род Лермонтовых происходит из Шотландии, но в детстве поэту больше нравилась другая легенда — что его предком был испанский герцог Лерма (персонаж одной из драм Шиллера), который был вынужден бежать с родины в туманный Альбион. В юные годы Лермонтов, остро переживая критику незнатного отцовского рода со стороны своей властной бабушки-опекунши, был очень увлечен этим преданием и даже порой подписывал письма как «Лерма».
В 1827–1832 годах Лермонтов с бабушкой жили на Поварской улице и в ее ближайших окрестностях — на Молчановке, где сейчас находится Дом-музей поэта. Однажды в гостях у своего приятеля Алексея Лопухина (дом Лопухиных стоял на углу Поварской и Большой Молчановки) 16-летний Лермонтов нарисовал углем на стене комнаты поясной портрет Лермы. Он поведал товарищу, что этот облаченный в старинный испанский костюм человек явился ему во сне и помог решить сложную математическую задачу, над которой Лермонтов бился накануне.