Ту-160 сегодня готовится ко второй жизни

Популярная механикаHi-Tech

«Лебедь» возвращается

Ту-160 – основа воздушного компонента российской ядерной триады – сегодня готовится ко второй жизни. Казанский авиационный завод уже начал производство стратегического бомбардировщика – ракетоносца Ту-160М. Речь идет не о точном копировании образца советской эпохи – в воздух поднимется самолет с новейшими системами управления и вооружения.

Текст: Олег Макаров
Фото: Руслан Гусейнов

0:00 /
566.025

Все это означает, что для возобновления производства самолета пришлось пройти долгий путь восстановления или создания вновь множества технологий. Родные стены для Ту-160 – цеха Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова (филиал предприятия «Туполев»). Здесь эти боевые машины производили, здесь их модернизируют, здесь же будут изготовлены Ту-160М. Отработка некоторых узлов будущей модифицированной версии ракетоносца потребовала нестандартных решений.

За глаза принадлежащую предприятию «Туполев» летающую лабораторию называют «Буратино». И вправду гражданский авиалайнер Ту-214 (тоже производимый на КАЗ) с заостренным носом от сверхзвукового самолета очень похож на популярного сказочного персонажа.

На летающей лаборатории на базе Ту-214 отрабатываются элементы современного БРЭО для модернизированных и новых Ту-160.

А зачем же заостренный нос? «Это настоящий нос от списанного Ту-160, – рассказывает ведущий инженер-конструктор группы летающей лаборатории КАЗ Сергей Ржанников, – теоретически мы могли бы изготовить такую же деталь, например из стекловолокна, но использовать оригинальный элемент конструкции было и дешевле, и практичнее. Правда, инженерам пришлось решить задачу с сопряжением обводов от двух разных самолетов, но в итоге все удалось». Как рассказали «ПМ» на Казанском авиапредприятии, использование гражданского лайнера в качестве летающей лаборатории для отработки систем будущего Ту-160М позволит значительно сэкономить средства. Не потребуется тратить не очень высокий (по сравнению с Ту-214) ресурс двигателей боевого самолета, которые при этом еще и потребляют немало топлива.

А длинный нос необходим для отработки новой радиолокационной станции, которую просто негде разместить на Ту-214 в штатном варианте. У гражданского самолета есть и свой – метеорологический – локатор, но в варианте летающей лаборатории он может быть смещен в сторону, чтобы не мешать испытываемому устройству.

Но испытание локатора – это, конечно, не все, ради чего поднимается в небо Ту-214ЛЛ. В те годы, когда проектировался классический Ту-160, отечественное авиастроение еще не знало понятия «информационно-управляющая система». Речь идет о полной интеграции всех систем управления самолетом и вооружения под управлением бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ), объединенных в высокоскоростную сеть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ее светлость Ее светлость

Эрика проделала длинный путь из закарпатской деревушки до этой волнующей обложки

Maxim
Пять способов убаюкать беспокойный мозг Пять способов убаюкать беспокойный мозг

Как перехитрить упорно бодрствующий мозг и быстро уснуть

Psychologies
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Яхтинг: исследуем самые красивые побережья мира Яхтинг: исследуем самые красивые побережья мира

Рассекать волны на высокой скорости или спокойно отдыхать в любимой бухте?

GQ
Слайд-шоу Слайд-шоу

Новые разработки и прототипы

Популярная механика
Мужчина для битья: почему современный мужчина так часто испытывает чувство вины Мужчина для битья: почему современный мужчина так часто испытывает чувство вины

И почему ему иногда от этого хорошо, а иногда — плохо.

Maxim
Зимовье людей Зимовье людей

Как живут российские деревни и поселки, отрезанные от большой земли

Популярная механика
Как правильно пользоваться кредитной картой без процентов Как правильно пользоваться кредитной картой без процентов

Научиться не переплачивать и разумно тратить деньги можно

Cosmopolitan
Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire
Дмитрию Маликову - 50! Любопытные факты о нем, которых ты точно не знала Дмитрию Маликову - 50! Любопытные факты о нем, которых ты точно не знала

Вспоминаем интересные моменты биографии Дмитрия Маликова

Cosmopolitan
Новая «Арктика» Новая «Арктика»

Атомоходы ЛК-60Я заменят ледоколы прошлых поколений

Популярная механика

Возможно, твои мотивы недостаточно сильны - и нужно найти другие

Cosmopolitan
Пистолет Лебедева Пистолет Лебедева

Новинка концерна «Калашников» – пистолет Лебедева ПЛ-15

Популярная механика
Экономика внимания Экономика внимания

Михаил Зыгарь рассказывает о своем развлекательно-просветительском марафоне

Robb Report
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Как правильно сушить волосы: советы топ-стилистов Как правильно сушить волосы: советы топ-стилистов

При использовании фена многие женщины совершают типичные ошибки

Cosmopolitan
Полярник на Луне Полярник на Луне

Российские ученые готовят новый поход в суровые края близ полюса... лунного

Популярная механика
«Скрупулезный следователь»: кто сменит Юрия Чайку в Генпрокуратуре и чего от него ждать «Скрупулезный следователь»: кто сменит Юрия Чайку в Генпрокуратуре и чего от него ждать

Игорь Краснов стал кандидатом на пост генпрокурора

Forbes
«Слон» на трансзвуке «Слон» на трансзвуке

Грузовая авиация работала, спасая мировую экономику

Популярная механика
Жирное лобби, или Как перестать бояться жира в тарелке Жирное лобби, или Как перестать бояться жира в тарелке

Откуда берется страх перед жиром в продуктах питания

Psychologies
Время ускорять, время сталкивать Время ускорять, время сталкивать

В Подмосковной Дубне продолжается строительство комплекса NICA

Популярная механика
Как сочетать бюрократию и анархию Как сочетать бюрократию и анархию

Верхи и низы не могут сформулировать, чего именно они хотят

Эксперт
Стратосферный турист Стратосферный турист

Звездное небо над головой и далекая Земля внизу – вид из стратосферы

Популярная механика
Мегаломаньяк, не знавший границ. Какую славу заслужил Александр Македонский на самом деле Мегаломаньяк, не знавший границ. Какую славу заслужил Александр Македонский на самом деле

Александр Македонский — великий герой или кровавый завоеватель?

Forbes
Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
Как принц Гарри и Меган Маркл заработают $3 млн, которые нужны им для «финансовой независимости»? Как принц Гарри и Меган Маркл заработают $3 млн, которые нужны им для «финансовой независимости»?

Принцу Гарри и его супруге Меган нужно как минимум $3 млн в год на жизнь

Forbes
Вторжение Вторжение

Здесь делают самую продвинутую графику для мирового кинематографа

Популярная механика
Всё о моторном масле и его непростой жизни внутри двигателя Всё о моторном масле и его непростой жизни внутри двигателя

Ответы на вопросы о выборе масла, его потемнении и частоте замены

4x4 Club
Биолог на Марсе Биолог на Марсе

Первый неамериканский марсоход: Rosalind Franklin в поисках воды и жизни

Популярная механика
12 фактов о Михаиле Мишустине — следующем премьер-министре России 12 фактов о Михаиле Мишустине — следующем премьер-министре России

Интересные факты о новом главе кабинета министров

СНОБ
Открыть в приложении