Форм-фактор
В 1957 году началось серийное производство спортивного автомобиля Lotus 7. Он оказался удачным настолько, что из модели легендарной британской марки превратился в универсальный форм-фактор легкой гоночной машины. Спустя ровно шестьдесят лет началось производство российской версии «семерки» под названием Shortcut.
Главная прелесть конструкции Lotus 7 в том, что такую машину можно купить целиком, заказать в виде киткомплекта или вообще сделать самому. Последний вариант в середине 1990-х годов был описан британцем Роном Чемпионом в книге «Построй свой спорткар за 250 фунтов». С нее-то и началась история Shortcut. Примерно десять лет назад книга попала в руки выпускникам МАИ Глебу Мишугину и Виктору Завадскому. Сразу стало понятно, что насчет двух с половиной сотен англичанин слукавил, но все остальное пошло начинающим гоночным инженерам впрок. Первую машину они построили на базе рамы эстонского производства, вторую – на той же раме, но уже изрядно модернизированной собственными силами. Следующим стал прототип с немецким двигателем V8 и пластиковым оперением от гоночной Lancia, а затем случилась судьбоносная встреча с президентом российского клуба Lotus Денисом Абрамовичем. Было решено разработать российскую версию Lotus 7, наладить ее мелкосерийное производство и организовать собственный чемпионат. Вот так, ни больше ни меньше.
Будь проще
Почему именно Lotus 7? «Потому что он классный», – отвечает Глеб Мишугин, и поспорить с ним сложно. Эти лаконичные формы давно стали признанной классикой. Удивительно другое: компания Lotus уже много лет не имеет никакого отношения к своей самой известной модели. В 70-х дела у нее шли отлично, заводская команда блистала в Formula 1. Lotus шел в авангарде технического прогресса. Граунд-эффект, монокок, использование двигателя как части несущей конструкции – все это было придумано британскими инженерами. А производство простенькой спортивной машинки выглядело анахронизмом. В результате в 1973 году права на ее выпуск перешли к Грэхэму Нирну, главе Caterham. Вот только с эксклюзивными правами у него не сложилось, потому что свои вариации известного спорткара делает и британская марка Westfield, и нидерландский Donkervoort, и новозеландский Fraser, и десятки других компаний.
А количество энтузиастов, построивших Lotus самостоятельно, можно измерять десятками тысяч. Именно здесь и кроется секрет культового статуса спорткара. Его конструкция – это сплав самых простых и эффективных инженерных решений: сварная пространственная рама, задний привод, независимая подвеска впереди и неразрезной мост сзади. Необходимые чертежи можно найти в открытом доступе, все работы по сборке выполнить в гараже, а в качестве донора сгодится любой классический автомобиль. Из-за исключительной легкости машина будет быстрой даже с чахлым мотором. Более простого и дешевого способа построить гоночный автомобиль нет. Недаром применительно к гаражным репликам часто применяют термин lowcost – «малобюджетный». А еще Lotus 7 дает немалый простор для конструкторской фантазии.