Электровозы
Мы вступили в век электротранспорта. И если электромобили пока массовыми назвать нельзя, то электроскутеры и электровелосипеды – самое что ни на есть настоящее. Протестировать велики мы попросили четырехкратного чемпиона по шоссейным велогонкам Юрия Амельхина.
B подавляющем большинстве электровелосипедов электромотор не основной двигатель: он лишь обеспечивает помощь при педалировании, то есть педали придется все-таки крутить вам. Если вы хотите, чтобы электричество делало за вас все, то вам нужен электроскутер.
Человек вместо ДВС
Большинство электровелосипедов представляют собой не очень глубокую переделку обычных великов. Самый простой способ – установить мотор-колесо, где электродвигатель и планетарный редуктор смонтированы на втулке. Классический пример – Klaxon Speedster. То, что это электровелосипед, можно догадаться только по увеличенной задней втулке, где прячутся бесщеточный электрический двигатель, датчик – анализатор вращения педалей, акселерометр, набор электроники и литий-ионный аккумулятор. Все это весит порядка 3 кг. Электромотор подключается лишь для преодоления подъемов или при резком ускорении. При такой схеме работы подзарядка от розетки не требуется: аккумулятор заряжается благодаря рекуперации при торможении, движении под уклон или просто во время спокойного движения по прямой. Почти гибридный автомобиль, только вместо двигателя внутреннего сгорания – человек.
Две кнопки на руле
Более редкая схема реализована в Biomega OKO. Его задняя часть вполне классическая, если можно назвать классической восьмискоростную планетарную втулку Shimano Alfine и углеволоконную ременную передачу вместо привычной цепи. Электромотор встроен в переднюю втулку, а аккумуляторы интегрированы в верхнюю раму. По сути Biomega OKO – это электрический мопед: на нем можно передвигаться на электротяге, на руле вместо привычной для байкеров ручки газа расположены две кнопки – для повышения и понижения мощности электроассистента.