«Политика, основанная на страхе, — это катастрофа». Джон Макки, Whole Foods, — об осознанном бизнесе, мотивации сотрудников и вреде госрегулирования
В 1976 году 22-летний Джон Макки бросил колледж и переехал в вегетарианский кооператив, а спустя пару лет вместе со своей девушкой открыл крошечный магазин натуральных веганских продуктов Safer Way. Ещё через два года Макки открыл магазин Whole Foods Market, который впоследствии вырос в международную компанию с точками по всем США, в Канаде и Великобритании. Макки активно выступает за экологически чистые продукты питания и гуманное обращение с животными, отстаивает либертарианские ценности. Он стал соавтором бестселлера «Сознательный капитализм» — о компаниях, которым удаётся одновременно давать ценность и потребителям, и сотрудникам, и окружающей среде, и обществу в целом. Макки водит недорогие машины (вроде Honda Civic), никогда не летает частными рейсами, живёт в бюджетных отелях во время поездок и жертвует большую часть своего дохода на благотворительность. Вспоминаем, что Джон Макки говорил о здоровом отношении к бизнесу и людям в разные годы.
Об осознанном бизнесе
Как люди не могут жить без еды, так и бизнес не может жить без прибыли. Однако большинство людей живут не для того, чтобы есть, и компании не должны жить только ради того, чтобы получать прибыль.
Правильный, конкурентный, осознанный бизнес хорош тем, что создаёт нечто полезное. Он этичен потому, что основан на добровольном обмене. Он благороден потому, что может улучшить жизнь общества. И, наконец, он героичен потому, что выводит людей из бедности и создаёт процветание.
Осознанный бизнес не требует регулирования и контроля — он сам понимает свою ответственность перед всеми заинтересованными сторонами: клиентами, сотрудниками, инвесторами, поставщиками. Восприятие предпринимателей как кучки бегающих вокруг психопатов, любой ценой пытающихся набить себе карманы, — это позор. Именно такое видение бизнеса даёт левым возможность устанавливать и оправдывать высокую минимальную заработную плату, новые льготы для работников и введение дополнительных правил.
Не нужно слишком волноваться о рынке. Рынок маниакально-депрессивный, биполярный. Иногда он демонстрирует вам излишний энтузиазм, в иных случаях — что вся ваша концепция обречена и ваши акции ничего не стоят.
Я действительно верю в идею доброго бизнеса. Сторонники свободного рынка, либертарианцы сопротивляются этой идее, однако молодые люди разделяют и поддерживают её. Когда я давал лекции в бизнес-школах и говорил об этом, то видел много скептически настроенных профессоров, в то время как студенты MBA по-настоящему наслаждались этими разговорами, потому что это именно то, во что они хотят верить: «Да, я могу разбогатеть, делая добро». Это беспроигрышная стратегия для них и для меня.
Whole Foods — это мой ашрам, где я получил самые важные жизненные уроки. Моё дело основано на любви, творчестве, сострадании и заботе. В нём есть частичка меня, а также всех, кто внёс свой вклад в этот бизнес.
В какой-то момент я начал задавать себе два вопроса, принимая любое решение. «Как бы я себя чувствовал, если бы то, что я сейчас делаю, напечатали на первой странице The Wall Street Journal или The New York Times? Я бы всё равно это сделал?» Это очень полезное упражнение для руководителей. Не нужно совершать поступки, за которые потом будет стыдно.