Покорители Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): как создатели приложения VSCO завоевали миллионы пользователей и сохранили независимость
Фотограф Джоэль Флори и дизайнер Грег Лутце создали проект для таких же профессионалов творческих профессий, как они сами. За восемь лет им удалось превратить приложение VSCO в бизнес с выручкой $50 млн и оценкой $550 млн, а также удержаться от поглощения сервисом Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).
В 2013 году создатели приложения VSCO Джоэль Флори и Грег Лутце встретились за ужином в элитном ресторане Park Tavern в Сан-Франциско с сооснователем и на тот момент гендиректором Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Кевином Систромом. Тот был впечатлен успехами VSCO: всего за год развития проекта в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) появилось более 2 млн фотографий с хэштегом #vscocam. Пользователи редактировали фотографии с помощью VSCO, а затем публиковали их в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), не пользуясь встроенными фильтрами для обработки снимков.
Систром готов был поглотить популярную внутри экосистемы его продукта технологию, но до обсуждения деталей дело не дошло — Флори и Лутце понимали, что превращение в придаток Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) грозит VSCO потерей независимости и прекращение существования в качестве отдельного приложения. К тому же на тот момент сумма сделки была бы максимум восьмизначной — основатели VSCO мыслили более глобально. «Мы преследовали совсем другие цели и сформировали иное видение нашего приложения. VSCO больше, чем просто инструмент для обработки фотографий», — говорит в интервью Forbes 39-летний Флори, гендиректор VSCO.
Предприниматели оказались правы: шесть лет спустя количество публикаций в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) с хэштегом #vscocam увеличилось до 200 млн. Доходы VSCO тоже стремительно выросли: в 2018 году выручка подскочила вдвое — до $50 млн. Стартап из Окленда привлек $90 млн от венчурных фондов Accel, Glynn Capital и других инвесторов, которые оценивают компанию в $550 млн. Флори и его партнеру Лутце, «директору по впечатлениям» VSCO, каждому принадлежит примерно по 21% акций VSCO, или по $115 млн.
С момента запуска первой версии приложения в 2012 году VSCO загрузили более 150 млн пользователей Android и iPhone. В 2017 году разработчики ввели платную подписку, которую с тех пор приобрели примерно 2 млн человек — в основном моложе 25 лет. За $19,99 в год они получают 130 эксклюзивных фильтров, возможность обрабатывать видеозаписи и файлы в формате GIF, а также инструменты для коррекции оттенка кожи и наложения рамок на фотографию. «Создатели VSCO очень рано поверили в то, что красивые фотографии не обязательно снимать на дорогостоящие камеры — достаточно смартфона. Они предсказали выбор следующего поколения — пять-семь лет назад это было не так очевидно», — говорит Райан Суини, главный партнер венчурного фонда Accel.
Пользователи VSCO представляют собой нечто среднее между подростками из Snap и массовой аудиторией Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Но способно ли приложение вырасти в полноценную экосистему, готовую конкурировать с глобальными гигантами? Флори и Лутце пытаются дать ответ на этот вопрос, экспериментируя с платной подпиской и новыми функциями. Но они не забывают о фундаментальной идее приложения. «Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — это платформа, на которой можно делиться фотографиями и самоутверждаться в обществе. VSCO — платформа для творческих людей», — поясняет Эмили Уайт, президент инвестиционной компании Anthos Capital и менеджер Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Snap в прошлом, ныне консультирующая основателей VSCO.