Подключить нельзя запретить: когда на производствах появятся «цифровые работники»
Когда говорят об Industry 4.0, обычно описывают, как над сборочным конвейером с тихим и ритмичным жужжанием порхают руки-роботы. Чтобы найти человека на таком предприятии, нужно подняться в операторскую, где посреди кокона из мониторов будет сидеть одинокий сменный инженер, да и то лишь потому, что так принято — не оставлять комплекс без присмотра.
Подобные фантазии разбиваются о беспощадную реальность. Во-первых, очень удобно цифровизировать предприятия, построенные на современных технологиях. Но помимо них есть десятки тысяч заводов, модернизировать и цифровизировать которые нерентабельно или попросту невозможно. Есть территориально распределенные комплексы, «тянуть» до которых цифру дорого. Есть процессы, которые подразумевают присутствие человека в качестве контроллера, оператора или обходчика. И, как бы ни хотелось вместо трех смен сотрудников запустить рой централизованно управляемых дронов, люди часто будут банально дешевле для бизнеса. Что делать в этом случае?
Сюрпризов нет. Если не можем оптимизировать все целиком, тогда надо оптимизировать отдельные участки, процессы, сценарии. Мониторинг, контроль работы, экстренное реагирование — задачи в рамках этих сценариев требуют наличия у человека не только рук, ног, зрения и осязания, но и умения принимать решения на основании известного ему контекста. И вот тут как раз открываются возможности для применения «цифры».
Дежурный инженер записывает результаты обхода производственной линии в журнал? Меняем «бумагу» на информационную систему. Обходчик пытается по шипящей рации объяснить, какой дефект он видит на обследуемом объекте, — отправить фотографию в диспетчерскую будет быстрее, проще, надежнее и достовернее. Новичок пытается вспомнить, каковы контрольные значения вибрации у узла оборудования — дадим ему возможность получать справочную информацию о любом агрегате в цеху с мобильного устройства. Контекст — это то, что нарабатывается за сотни смен, тысячи часов работы, недели обучения. И доступ к нему живого сотрудника может и должен быть цифровизирован.
Как это реализовать?
Самый простой и распространенный вариант — выдать рабочему служебный смартфон или планшет. В начале смены он берет его со стойки, авторизуется, запускает служебное приложение и отправляется в производственный цех. Планшет позволяет отправлять данные мониторинга оборудования в диспетчерскую или ERP-систему. С помощью фотокамеры можно зафиксировать факт осмотра или неполадки оборудования. По беспроводным протоколам можно подключить датчики температуры, вибрации и превращать в «цифру» параметры работы оборудования, которое никогда и не мечтало стать цифровым.