Почему смеяться над властью снова становится страшно
Каждый десятый россиянин, как выясняется, не решается шутить о политике в сети, опасаясь последствий. Правители, пребывающие в постоянном стрессе, не позволяют шутить себе — и передают это настроение в массы. Которые на всякий случай исходят из того, что власть если пока и не репрессирует за шутки, то наверняка уже записывает шутников в специальную книжечку.
Оказывается, россияне стали бояться шутить над политиками. Опрос, проведенный компанией ESET (вообще-то она занимается разработкой антивирусов, но вот, оказывается, и опросы проводит), показал, что 75% сограждан предпочитают не публиковать в интернете «политические» шутки; 10% при этом опасаются последствий.
В Москве, вроде бы самом оппозиционном в стране городе — после Хабаровска, конечно — боятся 13%. Не самый большой показатель, Москва ведь и побольше Хабаровска будет, но все-таки приличный. Правда, в Петербурге или Казани народ как-то не боится.
Вообще, опрос немного непонятный. Эмпирический подход вроде бы не подтверждает, что люди чего-то боятся — все соцсети по-прежнему в шутках и мемах. На некоторых новостных порталах сложился даже отдельный жанр: «Пользователи сети что-нибудь высмеяли». И никаких «двойных сплошных» здесь нет. Даже за свежим расследованием «Проекта» о предполагаемой «тайной знакомой» Владимира Путина, у которой почему-то есть дочь, очень на президента похожая, тут же последовал шквал зубоскальства и язвительных замечаний. Хотя все знают, как нервно на такие вещи реагируют в Кремле.
Здесь уж, скорее, наоборот — если чувствуешь отчаяние и бессилие от невозможности что-то изменить, остается только шпильку вставить. Юмор патологоанатома: если не шутить, то и с ума сойти недолго.
И какой-то уж слишком большой разрыв между количеством тех, кто боится, и тех, кто просто «предпочитает не публиковать». Может быть, дело тут в том, что публиковать стало особенно нечего и незачем. И это касается не только анекдотов.