Почему мы занимаем позицию обиженного и чем это опасно
Обида — горькое чувство, и кажется странным добровольно себя на него обрекать. И тем не менее мы раз за разом выбираем именно эту реакцию в ответ на чьи-то слова или поступки. Почему нам выгодно быть обиженными?
Любую ситуацию можно оценить с разных сторон, а значит, и реагировать на нее по-разному. «Вы услышали о себе что-то нелицеприятное, и это тут же заставляет вас решать, какую реакцию выбрать, — объясняет психотерапевт Марина Мяус. — Вариантов как минимум три: счесть, что вам просто завидуют (и это поднимет вашу самооценку), принять критику как стимул совершенствоваться или уйти в пассивное состояние самобичевания и обиды на того, кто причинил боль. То, как мы реагируем на травмирующие события, во многом закладывается в детстве. Если единственным способом получить тепло и понимание родителей был демонстративный уход в свою комнату и слезы, то такой манипулятивный сценарий мы уносим и во взрослую жизнь». Виновность «обидчика» становится для нас выгодна. Почему?
Кто первый обиделся, тот и прав
Обида — самый легкий способ ощутить превосходство, избежать душевно затратных разговоров и необходимости разделить с другой стороной ответственность за конфликтную ситуацию и пойти на компромисс. Обидевшись, мы переходим на детский уровень взаимоотношений, где, как в сказках, мир состоит только из добрых и злых персонажей. Мы занимаем позицию обиженного — «хорошего», а обидчик становится «плохим».