«Переработка энергии солнца»: как попасть в Forbes благодаря веганским креветкам
Биологи Доминик Барнс и Мишель Вольф основали компанию New Wave Food, чтобы спасти мангровые леса, которые уничтожают для выращивания креветок. Получится ли у производителей альтернативных морепродуктов приучить людей к тунцу из помидоров и креветкам из гороха, или нужно дождаться, когда вымрет поколение, которое привыкло считать дары моря изысканной пищей?
Если растительное мясо благодаря стараниям компаний типа Beyond Meat и Impossible Food уже завоевало популярность в мире, то морепродукты на основе растительных белков — сравнительно новая и свободная ниша. В 2020 году в США продажи растительных продуктов выросли на 22% — до $7 млрд, при этом сегмент альтернативных морепродуктов хоть и растет, но пока не с такой скоростью. По оценкам компании Fact.MR, рынок растительных морепродуктов к 2031 году достигнет $1,3 млрд и вырастет на 28%.Однако интерес инвесторов к этой отрасли в последнее время заметно вырос. Инвестиции в американские морепродукты на растительной основе в первой половине 2021 года составили $70 млн, что соответствует показателям за последние два года вместе взятые.
Экологичные креветки для флекситарианцев и веганов
На то, чтобы выпустить на рынок свой первый продукт — жареные креветки на основе водорослей и бобов мунг (также известных как маш), компании New Wave Food потребовалось пять лет и $8 млн. Доминик Барнс и Мишель Вольф создали биотехнологическую компанию в 2015 году, когда интерес к растительному белку как к более экологичному продукту уже был довольно высок. Но Доминик и Мишель решили заняться рынком морепродуктов.
В США креветки — самый популярный морепродукт, в год, по данным компании, их потребляют 1,5 млрд фунтов (680 тыс. т). При этом промышленное выращивание креветок представляет собой экологическую угрозу, говорит Мишель Вольф. 90% креветок, продающихся в США, импортируются из Юго-Восточной Азии, где ради увеличения площадей ферм для их выращивания уничтожаются мангровые леса, которые поглощают углерод и защищают планету от климатической катастрофы. Срок существования креветочной фермы в среднем — около пяти лет, а затем они двигаются дальше вдоль береговой линии, что оказывает большое влияние на выброс парниковых газов. Именно тему экологии Мишель и Доминик сделали ключевой в своих выступлениях в прессе и питчах для инвесторов. Кроме того, они подчеркивали, что при выращивании креветок на фермах используются вредные для здоровья антибиотики и пестициды, а также зачастую нарушаются права низкооплачиваемых работников.
Доминик и Мишель считают себя экоактивистками. Доминик по образованию — магистр морского биоразнообразия и охраны природы в Институте океанографии Скриппса, а Мишель — магистр биомедицинской инженерии, а до этого получила степень бакалавра в области материаловедения.
До New Wave Foods Мишель работала в L'Oreal в отделе исследований и инноваций, но рассказывает, что еще со школы интересовалась продуктами питания и пищевыми технологиями. Во время работы в L'Oreal Мишель поняла, что «шампуни — совсем не для нее», и решила переехать в Сан-Франциско, где сосредоточено множество стартапов, занимающихся разработкой продуктов на растительной основе. Там общий друг познакомил ее с Доминик, которая в то время занималась исследованием проблем избыточной нагрузки для океана и окружающей среды в целом от выращивания и вылова морепродуктов. Вместе они решили создать компанию по производству экологичных креветок на основе растительного сырья. Всего в течение следующих пяти лет компания привлекла инвестиций на $8 млн.
В 2019 году небольшую долю в New Wave приобрел один из крупнейших в США производитель мяса Tyson Foods (в этом же году Доминик покинулакомпанию), а в декабре 2021-го Мишель Вольф вошла в список Forbes «30 до 30» в категории «Еда и напитки». 2021 год вообще стал для New Wave Foods прорывным — она получила от Tyson Ventures $18 млн в рамках раунда A и почти сразу после этого вывела на рынок свой первый альтернативный продукт — креветки на растительной основе. Пока они распространяются только в американских заведениях общепита. По словам Мишель, которая сейчас занимает должность технологического директора в компании, их креветки имеют тот же вкус и хрустящую структуру, что и настоящие. «У нас ушло пять лет на то, чтобы разработать продукт наилучшего возможного качества, — говорит она. — Я могу сколько угодно рассказывать вам о преимуществах наших креветок для экологии или о том, как он отлично подходит для флекситарианцев (люди, которые стремятся сократить потребление мяса, но полностью его из рациона не исключают. —