Теория бессмысленных работ: когда сотрудники чувствуют себя ненужными и как им помочь
В 2013 году американский антрополог Дэвид Грэбер опубликовал провокационное эссе «О феномене бредовых работ». Он описал профессии и задачи, в которых люди не видят смысла и потому страдают. Идеи Грэбера не бесспорны, но до сих пор находят живой отклик в работниках, а также отчасти отражаются в таких модных трендах, как «тихое увольнение» или «антиработа». Что заставляет чувствовать себя бесполезным и как вернуть сотрудникам чувство собственной важности — рассказывает основатель HR-Tech компании Happy Inc. Алексей Клочков.
Отчасти бизнес сам виноват в создании рабочих мест, в которых нет смысла. Технический прогресс освободил людей от большого количества ручного труда, но работы меньше не стало. В своем эссе Грэбер пишет: «Складывается ощущение, будто кто-то придумывает бессмысленную работу, просто чтобы чем-то всех нас занять». По мнению Грэбера, бредовая должность — настолько бесмыссленная, что сам сотрудник не может оправдать ее. Он чувствует себя бесполезным, испытывает негативные эмоции от мысли о компании и становится непродуктивным на рабочем месте.
В 2023 году уже другой исследователь, социолог Саймон Вало из Цюрихского университета опубликовал новое исследование, которое показало, что некоторые виды деятельности действительно вызывают у людей ощущение, что они занимаются чем-то бессмысленным и «бредовым».
Профессии в зоне риска
Саймон Вало проанализировал данные опросов Американского исследования условий труда, которые проводили еще в 2015 году. В опросах участвовали около 1800 работников из 21 сферы. Он хотел узнать, есть ли профессии, где люди чаще других чувствуют свою бесполезность. Основной вопрос звучал так: «Считаете ли вы работу полезной? Приносит ли она пользу обществу?» Почти 20% опрашиваемых назвали свою работу социально бесполезной. Больше всего таких ответов было в сферах логистики, администрирования и финансов. Самыми полезными для общества и удовлетворенными своей работой чувствовали себя преподаватели, ученые, а также медицинские и социальные работники.
У людей было несколько причин почувствовать свою бесполезность ― рутина, редкая возможность самостоятельно принимать решения и недовольство начальством.
В некоторых случаях эти причины влияли на ощущение бесполезности больше, чем осознание важности самой профессии. Получается, даже если сотрудник не воспринимает свои задачи всерьез, компания в силах усилить его значимость в собственных глазах.
Это не первое исследование, которое изучало наличие смысла в работе. YouGov определил: до 37% людей в мире считают свою работу бесполезной. По данным Университета Эразма Роттердамского и Института Тинбергена, чаще всего свою бесполезность ощущают сотрудники в сфере продаж и маркетинга.
Чем опасно ощущение бесполезности на работе
Главным образом описанное Грэбером, Вало и другими исследователями явление опасно отсутствием вовлеченности, из которого следуют финансовые потери для бизнеса. По данным Института Гэллапа, немотивированные работники на 37% чаще прогуливают, на 18% менее производительны и на 15% менее рентабельны для компании. За прошлый год только 21% сотрудников из разных сфер можно было отнести к вовлеченным. Согласно недавнему исследованию Института Гэллапа, за прошлый год «несчастные» работники обошлись американской экономике в $1,9 трлн за счет сниженной производительности.