«Отберу у тебя ребенка»: что такое семейный киднеппинг и как ему противостоять
Киднеппинг — это похищение людей, преимущественно детей, которое совершается из корыстных побуждений, например, ради шантажа. В России вместе с ростом числа разводов увеличивается количество выкрадываний детей у бывших супругов, в основном — у женщин. Forbes Woman рассказывает об этой проблеме и о том, какие существуют пути ее решения
Украсть ребенка «у себя»
Согласно данным Международного центра по вопросами пропажи и эксплуатации детей (ICMEC), в год мире похищают около 8 млн детей. Около 25% преступлений совершают незнакомые люди (чаще мужчины), но подавляющее большинство, 75% (а в США, например, до 90%) , — это «семейный киднеппинг», когда ребенка ворует родитель. В разных странах проблему решают по-разному, но России удерживание ребенка отцом или матерью не считается преступлением, из-за чего дети порой годами находятся в разлуке с одним из родителей. «Причина в том, что ответственность за похищение ребенка у второго родителя (или, как еще говорят, «у себя же») — административный штраф в несколько тысяч рублей. К уголовной ответственности привлечь за это почти невозможно», — объясняет директор центра «Защитники детства» Александра Марова.
В нашей стране на три брака приходится два развода. Их число растет: если в 2020 году было зарегистрировано около 550 000 разводов, то в 2021-м — почти 650 000, в 2022-м — почти 700 000. В 95% процентах случаев дети остаются жить с матерью, и только в 5% судебных решений место жительства определяется как «с отцом». Поэтому детей воруют в основном у матерей.
«В социальных сетях существует множество групп, в которых мужчины объединяются и учат друг друга тому, как правильно выкрасить собственного ребенка, сколько его можно удерживать, а также как настроить против матери», — рассказывает юрист Максимилиан Буров. Классическая ситуация: отец забрал ребенка до суда (по расторжению брака и/или определению места жительства ребенка). Ребенку он объясняет, что «мама плохая». А судье говорит, что все эти годы ребенка растила бабушка, либо сам мужчина, чтобы суд оставил ребенка с ним.
«Столкнувшись с похищением ребенка, многие женщины считают, что достаточно обратиться в органы опеки, написать заявление в полицию, и те чуть ли не ногами будут выламывать дверь, за которой держат ребенка. Но это не так. Причина все та же — украсть родного ребенка «невозможно», — говорит Марова. В случае семейного киднеппинга эксперты советуют как можно быстрее искать профильного юриста.
Прежде всего он должен договориться о возможности видеться с ребенком. «И дай бог, чтобы суд удовлетворил это ходатайство. А если нет, то на протяжении всего времени, пока не определено место жительства, родитель вообще своего ребенка не увидит», — предостерегает Марова. Но даже если прописан порядок встреч, это не значит, что родитель-похититель будет давать возможность спокойно общаться с ребенком. «Я постоянно слышу эти истории: папа сидит на диване, а мама на коврике с ребенком может поползать максимум полчаса. Потом должна уйти», — говорит Марова.