Какими фильмами запомнился Юбилейный Берлинале

РБКСобытия

От «Дау» до «Ширли»: лучшие фильмы Берлинского кинофестиваля

Юбилейный Берлинале, завершившийся 29 февраля, кажется, уже вошел в историю. Кинокритик Егор Беликов рассказывает, какими фильмами он запомнился.

Егор Беликов

755832319438363.png

Нынешний Берлинале оказался самым увлекательным за последние много лет, с сильнейшей программой — и дело не в количестве звездных артистов в картинах из лайн-апа: наоборот, все фильмы с большими селебрити вроде Джонни Деппа, Сигурни Уивер и Хавьера Бардема благополучно провалились. И в то же время он стал самым душным (фигурально, разумеется, потому что в Берлине до сих пор идут непрерывные дожди), нечеловечески накаленным.

Накал этот наблюдался вовсе не в конкурсной программе, которая шла своим чередом, лишь изредка выказывая неожиданности (хотя, к чести отборщиков, было куда меньше традиционного фестивального порожняка). Все напряжение наблюдалось за пределами кинематографического пространства, вокруг него.

Самыми примечательными фильмами, как это, впрочем, обычно и бывает, оказались те, что вызвали реакции не благодушные, а строго полярные. Новое искусство часто связано с первичным неприятием, поскольку раздражает рецепторы не так, как привык разум, в результате чего оно воспринимается как агрессор для нашей системы ценностей. В этом смысле не очень заметны оказались американские картины, позаимствованные Берлином у недавних фестивалей Теллурайда и «Сандэнса», ношенные с их барского плеча. «Первая корова» Келли Рейхардт, нео-вестерн о том, что и на фронтире бывали душевные люди, особой славы не снискал. Картина Элайзы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда», получившая вполне ожидаемый приз за режиссуру, мне не понравилась, впрочем, чтобы писать об этом фильме про подростковый аборт и вообще оценить его по достоинству, мне, очевидно, не хватает подходящей гендерной оптики (да, это попытка ловко уйти от разговора).

Вот какими нестандартными и неожиданными работами запомнится первый в году важный европейский кинофестиваль (об этих фильмах, если им повезет, будут говорить в течение всего 2020-го).

«DAU. Дегенерация» и «DAU. Наташа»

Режиссер Илья Хржановский

Да, фильма в названии два, но, как их лукаво называет режиссер Илья Хржановский, это лишь трейлеры большого проекта DAU, который будет явлен публике позже.

Повторять всю предысторию появления проекта на свет уже, наверное, не нужно: все слышали что-то о невероятных съемках в Харькове, о непрофессиональных актерах, которые играли свои роли без сценариев. Достоинства картины, возможно, оказались не так очевидны из «Наташи», двухчасового аккуратного «трейлера», все действие которого происходит в закрытых интерьерах, где к тому же показано слишком натуральное насилие над личностью главной героини — буфетчицы в закрытом институте. Сцена допроса оказалась настолько убедительной, что мировой активизм поверил, будто девушку и правда изнасиловали и избили, хотя вся сцена была тщательным образом срежиссирована. Я сначала был так впечатлен фильмом, что подумал, будто бы все происходит на самом деле — такова сила искусства кино.

Шестичасовой «DAU. Дегенерация» уж точно добьет скептиков — хотя бы благодаря кумулятивному эффекту: здесь десятки сюжетных линий (даже те, что кажутся в какой-то момент брошенными на полпути, оказываются в итоге важными по создаваемому в финале дополнительному смыслу). Это фактически целый сезон около-научно-фантастического мини-сериала о падении империи и построенного ею микрокосмоса, который, посмотренный целиком, как того требует авторская задумка, оказывает действие весьма оглушительное. Да, многих возмутит и шокирует сцена несымитированного убийства свиньи, которое осуществляет генеральный злодей фильма неонацист Максим Марцинкевич (да, он играет роль; нет, это не означает, что Хржановский одобряет его взгляды, все наоборот). Но эта высшая эмоциональная точка в разгроме Института, где происходит действие, окончательно выбивает почву из-под ног, и изначально приговоренное к смерти, взятое со свинофермы животное, которое очень, очень жалко, оказывается еще и фигурой символической, обозначающей будущую столь же неотвратимую гибель разлагающихся морально героев и всего, что им дорого. Жаль, в конкурсе была именно «Наташа» — «Дегенерация» точно бы всех размяла.

Еще «Дау» подсветил тот факт, что в этом году удивительно мощная кураторская работа нового директора Берлинале Карло Шатриана была в финале уравновешена прекраснодушно-узколобым решением жюри во главе с актером (в общем случае они в кино разбираются хуже режиссеров) Джереми Айронсом, за кем большой киномании ранее не наблюдалось. Он и его коллеги наверняка долго думали, признавать ли постдокументальный фильм Хржановского кинематографом вообще. Итог — утешительный приз, выданный ими немецкому оператору Юргену Юргесу, единственному иностранцу в закадровой съемочной группе «DAU», как бы указывает на место для инновационной в кои-то веки российской кинематографии: мол, отметим мы только заслуги ветерана кино, который три года прокружил вокруг героев с тяжеленной пленочной камерой и исхитрился сделать так, чтобы они его вовсе не замечали. С другой стороны, хоть какой-то приз легитимизирует «Дау», и к разговору о нем мы еще наверняка вернемся на последующих главных фестивалях — например, на Каннском или Венецианском.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Один + один Один + один

Какие бьюти-средства усилят действие друг друга, а какие лучше не сочетать

Лиза
Литовское дело Сергея Ковалёва Литовское дело Сергея Ковалёва

Уголовное дело Сергея Ковалёва за участие в «Хронике текущих событий»

Дилетант
Сергей Светлаков: «Я слишком избалован» Сергей Светлаков: «Я слишком избалован»

Сергей Светлаков о цензуре, спросе на искренность и комедийных сюжетах

Cosmopolitan
Главный инфлюенсер мира: как ВОЗ за три дня обошла самого популярного «тиктокера» Главный инфлюенсер мира: как ВОЗ за три дня обошла самого популярного «тиктокера»

Звезды и спортсмены делятся видео, на которых моют руки в течение 20 секунд

Forbes
10 отличных российских мужских брендов, которые стоит поддержать сейчас 10 отличных российских мужских брендов, которые стоит поддержать сейчас

10 самых интересных локальных марок мужской одежды

Esquire
«Ее имя у всех на устах» «Ее имя у всех на устах»

О проекте ZIVERT громко заговорили в конце 2018 года, когда вышел трек Life

OK!
По вашим заявкам: 12 отличных книг о вирусах, эпидемии и апокалипсисе По вашим заявкам: 12 отличных книг о вирусах, эпидемии и апокалипсисе

Самые интересные фантастические произведения за последние 130 лет

Esquire
Чудо на газоне Чудо на газоне

Спорт не только объединяет нации, но еще и постоянная фигня какая-то

Maxim
«Театр — место свободы»: новый худрук «Современника» Виктор Рыжаков — о наследии Галины Волчек, миссии театра и отношениях с властью «Театр — место свободы»: новый худрук «Современника» Виктор Рыжаков — о наследии Галины Волчек, миссии театра и отношениях с властью

Как Виктор Рыжаков планирует распоряжаться богатым наследием «Современника»

Esquire
«Секрет привлекательности в любом возрасте — любознательность и юмор!» «Секрет привлекательности в любом возрасте — любознательность и юмор!»

Джейн Биркин как никогда остро чувствует и любит жизнь

OK!
Манул-«Партизан» Манул-«Партизан»

Экспедиция по Горному Алтаю в поисках краснокнижного манула

Наука и жизнь
«У меня были шрамы на пальцах»: как звезды сражались с булимией и победили «У меня были шрамы на пальцах»: как звезды сражались с булимией и победили

Многим знаменитостям приходилось переживать не лучшие времена

Cosmopolitan
Ярослав Худорожков: Вклады, акции, облигации, золото. Как наиболее эффективно обеспечить прирост инвестиций Ярослав Худорожков: Вклады, акции, облигации, золото. Как наиболее эффективно обеспечить прирост инвестиций

Какие активы наиболее привлекательны для сбережений

СНОБ
Прохудившиеся банки: можно ли остановить утечки персональных данных? Прохудившиеся банки: можно ли остановить утечки персональных данных?

Злоумышленники легко могут добыть информацию о клиентах финансовых организаций

Forbes
Охотник на хакеров и враг Трампа: как миллионер из США ловит киберпреступников из России, Китая и Ирана Охотник на хакеров и враг Трампа: как миллионер из США ловит киберпреступников из России, Китая и Ирана

Джордж Куртц защищает от хакеров тысячи компаний

Forbes
5 лучших фильмов Люка Бессона, которые он не снимал 5 лучших фильмов Люка Бессона, которые он не снимал

Картины, в которых Люк Бессон был только сценаристом и продюсером

Maxim
Надежда Павлова: «Оперным артистам часто не хватает драматического мастерства» Надежда Павлова: «Оперным артистам часто не хватает драматического мастерства»

Надежда Павлова о том, как фестивали помогают выйти за рамки

РБК
5 полезных устройств, незаменимых при ремонте квартиры 5 полезных устройств, незаменимых при ремонте квартиры

Есть 5 устройств, без которых просто не обойтись во время ремонта

CHIP
Как с другой планеты Как с другой планеты

Места из нашей подборки удивляют инопланетной красотой

Лиза
Вау-эффект Вау-эффект

Респектабельный, эксцентричный и одновременно гармоничный интерьер

SALON-Interior
Кумир под запретом: самые яркие моменты из жизни певца Муслима Магомаева Кумир под запретом: самые яркие моменты из жизни певца Муслима Магомаева

О жизни Муслима Магомаева в народе ходят легенды

Cosmopolitan
Астрономы выявили поляризационную структуру быстрого радиовсплеска Астрономы выявили поляризационную структуру быстрого радиовсплеска

Однозначный выводов о природе источника пока сделать не удается

N+1
Американский виски опознали по «паутинке» на дне бокала Американский виски опознали по «паутинке» на дне бокала

Ученые исследовали процесс высыхания капель виски и оставшихся следов

N+1
Мой сын — дворник Мой сын — дворник

Почему дети не желают следовать советам родителей

СНОБ
О хостах и людях: первые впечатления от третьего сезона «Мира Дикого Запада» (без спойлеров) О хостах и людях: первые впечатления от третьего сезона «Мира Дикого Запада» (без спойлеров)

В третьем сезоне «Мира Дикого Запада» местом действия становится Лос-Анджелес

Esquire
«Партизанская» война: как женщины соперничают при помощи одежды «Партизанская» война: как женщины соперничают при помощи одежды

В коллективе никуда не деться от конкуренции

Psychologies
Школа Баухаус Школа Баухаус

Язык дизайна этой архитектурной школы остается мерилом хорошего вкуса

Playboy
Правила тонировки — 2020: штрафы, нюансы, методы проверки Правила тонировки — 2020: штрафы, нюансы, методы проверки

Какие существуют способы тонировки, можно ли попасть под арест за темные стекла

РБК
Схожие интересы Схожие интересы

Альтернативные варианты популярных туристических направлений

Grazia
Ширшасана: стойка на голове Ширшасана: стойка на голове

Ширшасана — королева поз

Yoga Journal
Открыть в приложении