От частного к общему: как меняется индустрия семейных офисов для состоятельных клиентов
Согласно исследованию американского эксперта и бизнесмена Расса Алана Принса, три четверти опрошенных состоятельных людей (с активами более $30 млн) предпочитают пользоваться услугами мультисемейных офисов (multi-family office, MFO). При этом 85% принявших участие в исследовании хотели бы организовать собственный семейный офис (single-family office, SFO), если бы могли себе это позволить.
Весьма необычно, что такие настроения возникают на фоне стандартизации и автоматизации финансовых услуг. Сегодня управление собственными ликвидными средствами перестает быть чем-то сложным технологически, а привязка к банку, как к инфраструктуре, ослабевает. При этом дополнительные сервисы, которые раньше были «бантиками» на банковском предложении, становятся более востребованными: юридическое и налоговое консультирование, сопровождение отношений с партнерами, управление рисками и ответственностью, международные налоговые вопросы и compliance, а также поиск необходимых подрядчиков и исполнителей, административно-хозяйственное сопровождение. Поэтому у состоятельных клиентов и возникает желание иметь выделенную команду специалистов, с которыми будет комфортно работать внутри мультисемейного офиса, а еще лучше — собственного семейного офиса.
Если спросить любого: «Хотите ли вы, вместо узкоспециализированных компаний, предоставляющих только финансовые продукты, работать с комплексной командой, с открытой архитектурой и проактивным подходом к решению задач не только в финансовой сфере, но и других важных аспектах жизни семьи?», конечно, ответ будет положительным.
Но анализируя эту ситуацию с точки зрения планирования преемственности и долгосрочной устойчивости, можно сказать, что MFO имеют ряд серьезных преимуществ над SFO. Вот некоторые из них.
- Институционализация. В то время как SFO часто даже не имеет юридической структуры — обычно это несколько сотрудников, трудоустроенных и занятых в основном бизнесе бенефициара, а MFO — это выделенные команды и организации. В них выстроена модель корпоративного управления, существуют отработанные процедуры долгосрочного взаимодействия с клиентами, у самой компании разработан план преемственности и стратегия работы при стресс-сценариях.