От аптечных склянок до бензоколонок: как эволюционировало автомобильное топливо
В 1876 году немецкий инженер Николаус Отто придумал четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Воды с тех пор утекло немало, а принцип работы механизма по большому счету остался прежним
«Вокруг света» рассказывает, как вместе с двигателями менялось и используемое для них топливо.
Бензин
Интересно, что бензин старше двигателя внутреннего сгорания на добрых полвека. Считается, что впервые это топливо опытным путем получил английский ученый Майкл Фарадей еще в XIX веке.
Фарадей пытался найти соединение, которое воспламенялось бы при минимальных усилиях. Сырье ученому привозили откуда-то из Азии, а у английского варианта слова «бензин» вообще арабские корни, причем в оригинале оно означает, как ни странно, «благовонное вещество». Через 70 лет русский инженер Владимир Шухов получил бензин лучшего качества и увеличил его КПД.
Со временем паровых машин становилось все меньше, а автомобилей с двигателями внутреннего сгорания — все больше. Но еще долгое время, пока машина продолжала оставаться диковинкой, нормальных заправок не было и в помине: топливо продавалось… в аптеках, причем в небольших емкостях — например, в бутылях или герметичных ведрах.
Бензоколонки, отдаленно напоминающие современные, появились лишь в первое десятилетие ХХ века. Интересно, что у нас в стране магазин служит необязательным дополнением к АЗС, в других же странах, прежде всего в США, заправки чаще всего строили при магазинах в качестве бонуса к ассортименту товаров.
Дизельное топливо
Основной «конкурент» бензина по сей день — дизельное топливо. Его изобретатель, немецкий инженер Рудольф Дизель, бился над разработкой современного двигателя, который заменил бы паровой. Правда, изначально агрегат Дизеля был рассчитан на угольную пыль, но разработка получалась слишком уж сложной и дорогой, и было решено заменить главный ингредиент на дешевый нефтепродукт.