От Айседоры Дункан до «холостячки» и «женщины-вамп»: как менялась мода в начале XX века
Взгляд на историю глазами гримера
Античная богиня или страстная бесстыдница?
Во втором десятилетии XX в. женщины разрываются между двумя модными направлениями.
С одной стороны, их влечет неоклассика и новая античная богиня Айседора Дункан, с другой — страстность и буйство красок Востока, бесстыдная пластика Иды Рубинштейн и Маты Хари.
Впрочем, оба направления сходились в том, что реабилитировали и раскрепощали тело: исчез корсет, наряды обнажили шею, и это заставило дам всерьез задуматься об уходе за телом.
В моду вошла аристократическая бледность, женщины стали придерживаться принципов умеренности и естественности: цвет губ — чуть ярче натурального, светлый тон лица, темные брови.
Губную помаду часто заменял обычный вазелин. Произошли изменения и в прическе: популярные до войны кокетливые локоны исчезли, в моду вошли гладко причесанные пряди.
В ХХ в. многие представительницы слабого пола начинают зарабатывать. Это случилось не вдруг — уже в конце XIX в. дамы, преимущественно незамужние, стали осваивать профессии телефонисток, конторских и торговых служащих, медсестер, учительниц младших классов, работниц общественного питания, розничной торговли.
Самым ярким мужским образом 1910‑х был Arrow Collar Man («белый воротничок»). Его автором был художник Джозеф Кристиан Лейендекер, в 1905 г. создавший серию рекламных иллюстраций для компании Arrow, которая производила рубашки с высоким съемным воротником.
Шикарный денди, смотревший со страниц всех модных журналов, вызывал восторг и желание ему подражать, а кроме того, органично смотрелся рядом с женщиной, одетой в туалеты от Поля Пуаре.
Поль Пуаре был первым модельером нового века и выдающимся реформатором женского костюма. Он сумел выразить в одежде признаки тогда лишь зарождавшегося образа новейшего времени и обозначил совершенно особое место кутюрье в современном мире. Он стал диктатором моды, определяющим не только фасон платья, но и стиль жизни.
Самые смелые представительницы слабого пола начинают делать короткие стрижки и появляются на пляже в облегающих купальниках без рукавов, с глубоким вырезом на спине.
В 1914 г. с началом Первой мировой войны мода словно замерла, утратив насыщенные цвета, роскошную отделку платьев и украшения. Война заставила женщин не играть роль товарища, а быть им.
Теперь короткая стрижка — не стиль, а необходимость, ведь на фронте и в госпиталях возможности ухаживать за длинными волосами не было.
Главным же героем война сделала человека в форме, во всех газетах публикуются портреты мужественных летчиков.
В середине 1910‑х гг. производство кинофильмов поставлено на поток. Влияние кинодив растет, и женщины начинают краситься все чаще и ярче.
В самых первых черно-белых фильмах актеры носили очень яркий, даже гротескный грим. Объяснялось это рядом причин.
Во-первых, только так грим было видно под светом софитов. Во-вторых, грим намеренно акцентировал мимику, поскольку чувства и переживания героев актерам приходилось выражать без помощи слов.