Освободиться от предубеждений и стать хорошим родителем
Как наши убеждения мешают нам быть хорошими родителями? Какие особенности мышления все усложняют, а какие могут помочь нам сделать детей счастливыми? Школьный психолог Джессика Келер понятными словами рассказывает о сложных феноменах и помогает увидеть путь изменений к лучшему.
Настоящей революцией нашего времени стало появление социальных медиа и непрерывного потока информации. И хотя легкий доступ к ней — бесспорное преимущество, именно оно осложняет когнитивные процессы, особенно в сфере родительства», — утверждает школьный психолог Джессика Келер.
Как понять, какой способ воспитания лучший, если они противоречат друг другу? Правильно ли быть матерью-«тигрицей»? Плохо ли контролировать и опекать ребенка? Оставаться ли дома после рождения малыша или выходить на работу?
На эти вопросы нет и не может быть простых ответов. Большинство из них требуют очень личных, индивидуальных решений. И, принимая их, мы рискуем оказаться в ловушке собственных предубеждений и установок.
Когнитивный диссонанс
При необходимости переваривать противоречивую информацию мозг сталкивается с трудностями. Убеждения подвергаются значительной трансформации, если вступают в противоречие с нашим поведением или окружающим миром. Этой теме было посвящено исследование американского психолога Леона Фестингера, оказавшее существенное влияние на профессиональное сообщество и околопсихологические круги.
Именно он впервые заговорил о когнитивном диссонансе — процессе изменения убеждений человека под влиянием его поведения или окружения. Классический пример этого феномена можно увидеть в басне Эзопа (в русской литературе — в переложении И. А. Крылова) «Лисица и виноград»: лисица хочет добраться до вкусных ягод, но лоза слишком высоко. После безуспешных попыток заполучить виноград лисица решает, что не хочет его, потому что он зелен и неспел.