Бизнес со Свинкой Пеппой: как зарабатывает крупнейший в мире производитель игрушек
Доходность акций производителя игрушек Hasbro в два раза выше, чем у индекса S&P 500. Компания остается прибыльной даже в не самые спокойные для игровой индустрии времена. Во многом это заслуга гендиректора Брайана Голднера, при котором Hasbro научилась зарабатывать не только на производстве игрушек, но и на историях.
Сейчас вечер пятницы, и в заведении The Uncommons в Гринвич-Виллидж на Манхэттене полно посетителей. Несколько десятков человек — дети, студенты колледжей, взрослые — заполняют каждый уголок этого места, наполовину кафе, наполовину магазина игр. Сидя плечом к плечу, они погружены в настольную игру Magic: The Gathering. Права на эту игру принадлежат Hasbro, самой дорогой в мире компании по производству игрушек.
В эпоху Fortnite, League of Legends и турниров по киберспорту, которые собирают стадионы, Magic: The Gathering — словно пришелец из прошлого. Игроки вооружаются колодами по 60 карт, на каждой из которых — смертельно опасное фэнтезийное существо или чудовищное заклинание. Правила легко запомнить, но сценариев масса. У игры много фанатичных поклонников, которые приносят Hasbro прибыль. Суммарно в Magic: The Gathering сыграли около 38 миллионов человек с момента выпуска игры в 1993 году. В 2017 году объем ее продаж, по данным KeyBanc Capital Markets, составил около $500 млн. Это не может не радовать гендиректора Hasbro, 56-летнего Брайана Голднера, который работает в компании уже почти 20 лет.
«Мы всегда были командой менеджеров, которые планировали наперед, – говорит Голднер. – Во всем, что мы делаем, мы ориентируемся на то, где будет потребитель и аудитория через 3-5 лет, а не через 3-5 недель».
Голднер грамотно продвигал старые игры Hasbro (Magic, Dungeons & Dragons), а игрушки вроде My Little Pony и «Трансформеров» превращал в звезд телевидения и кино. Топ-менеджер называет это стратегией «бренд-план»: растите собственные бренды, создавайте аудиторию вокруг них и выводите их на менее надежные, но более прибыльные платформы.
Голднер продал фабрики Hasbro, передав всю грязную низкомаржинальную заводскую работу третьим сторонам. Выручка достигла рекордных $5,2 млрд в 2017 году. Правда, уже следующий год оказался для игровой индустрии годом потрясений. Крупнейшая в США сеть магазинов игрушек Toys «R» Us обанкротилась, а выручка самой Hasbro упала на 12%, до $4,6 млрд. Впрочем, даже в этот тяжелый год компания получила прибыль – $220 млн, в то время как ее главный конкурент Mattel показал убыток в $531 млн при выручке в $4,5 млрд.