Как устроена мастерская бренда «Инженер Гарин» и почему многие избегают шапок

РБКМода

Основатель бренда «Инженер Гарин» — о культуре ношения головных уборов

Бренд головных уборов «Инженер Гарин» известен незаурядными моделями, а также использованием винтажных тканей. Мы встретились с его основателем Сергеем Малыхиным, чтобы узнать, как устроена мастерская, почему многие (и зря!) избегают шапок

Анастасия Каменская

756738832065285.jpg
Сергей Малыхин. Пресс-служба

В мастерской «Инженер Гарин» на Тверской мерно тикает будильник «Слава». На маленькой плите закипает зеленый чайник, на столе ждет своего часа банка клубничного варенья. Слегка любопытствуя, разглядывает своих соседей — шляпы, береты, ушанки и бини — стеклянный тукан. В другом углу следит за порядком металлическая пепельница. Каждый предмет здесь — на своем месте и совершенно точно живет собственной осмысленной жизнью. О предметном мире, природе впечатлений, работе над формой и содержанием, а также о прогулках по Москве и поездках в Тарусу мы поговорили с основателем и дизайнером бренда Сергеем Малыхиным, который, по собственным словам, оказался в мире головных уборов случайно и волею обстоятельств. Впрочем, как показывает судьба «Инженера Гарина», случайность эта оказалась совсем не случайной.

Сейчас зима и, если выйти на улицу, можно обнаружить, что люди выглядят скорее монохромно, чем ярко. Как вам кажется, для нашей местности, менталитета и уклада жизни свойственно желание выделяться? Ведь это во многом касается и одежды, которая может выполнять утилитарную функцию, а может помогать человеку выражать себя.

Думаю, начать нужно с основ воспитания, с семьи. Лет 20–30 назад желание выразить себя через одежду не встречало поддержки уже там, осуждалось. Как и многое другое, впрочем. Проявления радости, например. Можно вспомнить знаменитое «смех без причины — признак дурачины» или ласковое «жизнерадостный кретин». То есть для радости обязательно должна была быть причина, какой-то момент, в котором можно было это чувство испытывать. Похожая ситуация с одеждой — чтобы выглядеть ярко, требовались какие-то веские основания, определенная профессия, например, или социальный статус. Сейчас, к счастью, ситуация меняется, но этот серый шлейф еще долго будет тянуться за нами из прошлого.

Вашему бренду, напротив, присущи неожиданные модели и яркие цвета. Это желание создавать не просто головные уборы, а своего рода арт-объекты появилось сразу или скорее с течением времени?

Оно появилось сразу, но потом я его придушил. (Смеется.) Хорошо помню, что вскоре после того, как я начал работать с головными уборами, на меня снизошло, что они могут быть изготовлены не из привычных материалов, не из шерстяной или шелковой ткани, например, а из клеенки, из мягкого силикона, из строительных каких-то компонентов. Шапочка из фольги — пожалуйста, вот она висит, золотая. (Указывает на стену в мастерской.) Начался период экспериментов с материалами. Я использовал в работе все, что попадалось мне на глаза. Потом задумался о целевой аудитории, включил режим маркетолога. И понял, что вообще не представляю, кто может это носить, для кого весь этот спазм? Принялся считать, анализировать, сдерживать себя. И началось обратное движение. Традиционные материалы, привычные формы — продукт стал таким, какой я в тот момент мог продать.

756738838961527.jpg
Пресс-служба

Можно ли говорить о том, что какой-то из этапов был ценнее для развития бренда? Или оба они равнозначны с точки зрения сделанных выводов?

И в том, и в другом случае я вижу для бренда и для себя как мастера только положительные стороны, потому что период экспериментов позволил мне познакомиться с огромным количеством материалов, понять их физические свойства, пластику. Материаловедение — важная часть процесса. Определенную форму ты можешь сделать из определенного материала, и далеко не каждый из них готов тебе подчиниться, часто он мешает осуществить задуманное, приходится это учитывать.

Экспериментальный период позволил мне познакомиться с большим количеством новых материалов, придумать какие-то комбинации с ними, какие-то собственные сочетания. Период скромности же позволил достичь определенных успехов в работе с формой, потому что там, где нет декора, нет яркого цвета, внимание концентрируется на ней — именно форма становится основой визуального кода.

Занимаясь своим ремеслом изо дня в день много лет подряд, я придумал и отработал на практике собственную систему конструирования, которая позволяет создавать эффектные, но при этом удобные аксессуары. Они сделаны с пониманием пропорций лица, эргономики головы — пригодны для того, чтобы человек их носил. Комфорт и хорошая посадка — это то, что ценит любой из нас и я всегда об этом помню.

756738845640082.jpg
Пресс-служба

А с каких внутренних тезисов начинался ваш бренд? По-прежнему ли они имеют свою силу для вас?

Вот на доске вверху висит бумажка, уже выцвел фломастер, потому что я написал эти слова много лет назад. Я неожиданно для себя записал тогда три определения, которые, по моему мнению, должны характеризовать мой бренд и мое отношение к тому, что я делаю: «Простота, удобство, унисекс». Мне казалось это важным. Какие-то из этих принципов остаются, какие-то меняются. Простота, например, по-прежнему для меня важна, потому что простые, но эффектные сочленения, соединения деталей, простая, понятная глазу форма — это то, что мне близко. Это может быть простота не внешняя, но простота идеи, ясность мысли, то, как она выражена.

Один из критериев мастерства в моем понимании — это соединительные узлы, то, как детали сопряжены друг с другом, есть ли в этом визуальная и техническая логика. В этом смысле простота осталась, я не люблю усложнять конструкцию. Хотя сейчас мне снова хочется эксперимента, но вдумчивого, когда ты не просто пробуешь все подряд, а подбираешь материалы, думаешь над формой, над тем, как то, что ты сейчас делаешь, выражает тебя и твое отношение к прекрасному. Может ли это обрадовать человека, сделать его немного счастливее.

756738845756734.jpg
Пресс-служба

За последний почти год заметили ли вы с точки зрения работы, материалов, их доступности, цен какие-то перемены? Или вас это не коснулось?

Я это не почувствовал. Возможно, это почувствовали производства, которые закупают материалы тоннами, у меня же ремесленная мастерская, мелкоштучное производство по сути. Плюс головной убор — это вещь, на которую расходуется не много ткани. Там, где производитель одежды ничего не может сделать, мы можем сделать четыре головных убора минимум. Люблю и часто покупаю винтажные ткани, которых по определению не может быть много. Два метра, три — это уже большая удача.

А как вам кажется, сегодня у нас вообще есть традиция ношения головных уборов не только ради необходимости, но и в качестве выражения себя, своего взгляда на мир?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 лучших фильмов — обладателей «Золотой пальмовой ветви» 10 лучших фильмов — обладателей «Золотой пальмовой ветви»

Субъективный список победителей Канн за всю историю кинофестиваля

Esquire
Монарх, которому везло Монарх, которому везло

Правитель Саксонии Август II Сильный был главным инициатором войны

Дилетант
Как найти угнанную машину: 7 советов Как найти угнанную машину: 7 советов

Как действовать, если машина пропала: инструкция

РБК
Как стать счастливым: ученые нашли рецепт истинного счастья Как стать счастливым: ученые нашли рецепт истинного счастья

Способы, которые помогут вам привлечь удачу и чувствовать себя более счастливым

ТехИнсайдер
Онлайн-банк в Telegram: как это работает и насколько безопасно Онлайн-банк в Telegram: как это работает и насколько безопасно

Смогут ли чат-боты заменить приложения онлайн-банков?

Forbes
Шесть книг о войне. День памяти жертв Холокоста Шесть книг о войне. День памяти жертв Холокоста

Книги о войне: чтобы помнить, к чему может привести человеческая жестокость

Psychologies
По одной квитанции… По одной квитанции…

Майор ГБ Сергей Шпигельглаз — одна из самых мрачных фигур чекистского пантеона

Дилетант
Неудавшийся человек. О фильме «Молодость» Дмитрия Давыдова Неудавшийся человек. О фильме «Молодость» Дмитрия Давыдова

Какие фильмы снимают якутские режиссеры

СНОБ
Однажды Джима Моррисона арестовали за показ гениталий и Однажды Джима Моррисона арестовали за показ гениталий и

Музыка часто требует от артистов достаточно высокого уровня раскрепощения

ТехИнсайдер
Как активистка Вильма Мэнкиллер стала первой женщиной среди вождей чероки Как активистка Вильма Мэнкиллер стала первой женщиной среди вождей чероки

Вильма Мэнкиллер стала первой женщиной, которую чероки избрали своим вождем

Forbes
Renault ушел с «АвтоВАЗа»: что он после себя оставил и какие перспективы у автозавода Renault ушел с «АвтоВАЗа»: что он после себя оставил и какие перспективы у автозавода

Как сейчас живут «Автоваз» и Тольятти?

Forbes
Не только The Last of Us: пять лучших современных сериалов по мотивам видеоигр Не только The Last of Us: пять лучших современных сериалов по мотивам видеоигр

Можно ли сделать хорошую киноадаптацию видеоигры?

Forbes
Какие виды современных животных вошли в настоящий Какие виды современных животных вошли в настоящий

Действительно ли одни виды животных умнее других?

ТехИнсайдер
Коворкинг, фотошоп и прототип экосистемы Apple: 10 главных советских дизайн-решений, которые изменили (или могли бы изменить) будущее Коворкинг, фотошоп и прототип экосистемы Apple: 10 главных советских дизайн-решений, которые изменили (или могли бы изменить) будущее

Что занимало лучшие умы прошлого столетия

Правила жизни
Наполнители желаний Наполнители желаний

Самое ценное, что можно привезти из-за рубежа, — опыт

СНОБ
Что нужно знать об одобрении типа транспортного средства (ОТТС) Что нужно знать об одобрении типа транспортного средства (ОТТС)

Для чего нужен ОТТС, как его получить и какую информацию он содержит

РБК
Пламперы для губ: стоит ли пробовать и какого эффекта ждать Пламперы для губ: стоит ли пробовать и какого эффекта ждать

Пламперы — компромиссное и для кого-то даже эффективное решение, но есть нюансы

РБК
Мягко стелем Мягко стелем

В одной квартире он будет лишним, в другой – незаменимым

Лиза
«Ненавижу Рождество»: почему женщины в кино до сих пор ждут мужчину в подарок «Ненавижу Рождество»: почему женщины в кино до сих пор ждут мужчину в подарок

«Ненавижу Рождество» — сериал о внутренних метаниях современных женщин

Forbes
Глобальное утепление Глобальное утепление

Полный гайд по теплым курткам

Лиза
Нужны витамины? 4 признака того, что пора проконсультироваться с врачом о приеме добавок Нужны витамины? 4 признака того, что пора проконсультироваться с врачом о приеме добавок

Основные признаки нехватки витаминов в организме

VOICE
Частые укусы малярийных комаров вызвали лимфому у детей Частые укусы малярийных комаров вызвали лимфому у детей

Частый контакт с малярийным плазмодием не проходит бесследно для иммунитета

N+1
Не блоху подковать Не блоху подковать

Краткая история развития нанотехнологий

N+1
Потерял паспорт и прожил в терминале аэропорта 18 лет: нелепая история Мехрана Нассери Потерял паспорт и прожил в терминале аэропорта 18 лет: нелепая история Мехрана Нассери

История человека, который на 18 лет стал узником терминала аэропорта во Франции

ТехИнсайдер
Почему опасно копить обиды и как научиться прощать? Почему опасно копить обиды и как научиться прощать?

Почему важно уметь прощать и как этому научиться в любом возрасте

Правила жизни
Скажи нет строгой диете! 7 советов по гармоничному похудению Скажи нет строгой диете! 7 советов по гармоничному похудению

Как скинуть набранные килограммы быстро и не сложно?

VOICE
Чем отличается чашка от кружки, заяц от кролика и еще 8 пар слов, которые постоянно путают Чем отличается чашка от кружки, заяц от кролика и еще 8 пар слов, которые постоянно путают

Разберемся же, наконец, чем отличается джем от варенья и не только

ТехИнсайдер
Наводнения, землетрясения, ураганы и пожары: 13 природных катастроф 2022 года Наводнения, землетрясения, ураганы и пожары: 13 природных катастроф 2022 года

С какими природными катастрофами столкнулось человечество в минувшем году

Forbes
«Абдулов не мог и не хотел быть просто актером. Он должен был быть соавтором всегда и во всем» «Абдулов не мог и не хотел быть просто актером. Он должен был быть соавтором всегда и во всем»

Саша выделялся среди нас. Он был самым общительным и самым недисциплинированным

Караван историй
Аромат Советского Союза: тернистый путь того самого Аромат Советского Союза: тернистый путь того самого

История тройного одеколона

ТехИнсайдер
Открыть в приложении