Опционы, вестинг и наручники у батареи: как удержать ключевых сотрудников
В традиционных отраслях покупатель во время сделок старается первым делом защитить недвижимость, контракты, транспорт, интеллектуальную собственность. При этом менеджеров поглощённой компании зачастую можно заменить без какого-либо риска для бизнеса. Однако с технологическими стартапами всё ровно наоборот: их самый важный актив — люди. Инвестор или стратег обычно вкладывается не столько в компанию как стабильный бизнес, сколько в умение команды развивать технологию, создавать продукт и зарабатывать на нём. Рассказываем, как удерживать и мотивировать фаундеров и ключевых сотрудников стартапа.
Кого считать ключевым сотрудником
Как правило, в небольших стартапах это основатели и топ-менеджеры — CTO, CPO и другие управленцы высшего звена. Однако ключевым может оказаться и какой-нибудь сотрудник-драйвер процессов, не подпадающий под понятие C-level. Например, сильный разработчик, который занимается основным продуктом, но ничуть не интересуется управлением. Вот почему не стоит относиться к определению ключевых сотрудников чересчур формально.
У фаундера обычно есть свой взгляд на то, от каких членов команды зависит успех компании. Но инвестору или стратегу стоит составить собственное мнение о ключевых сотрудниках, которых желательно сохранить и удержать. Для этого в рамках due diligence нужно не только изучить компанию на бумаге, но и пообщаться с персоналом — чтобы понять, как выстроены процессы.
Яркая иллюстрация такого подхода — сделка Amazon и Zoox. В конце июня онлайн-ретейлер объявил о покупке разработчика беспилотных автомобилей. Сделка оценивалась в $1,2 млрд. Однако Amazon оставил себе шанс отказаться от покупки, если большая часть из 900 сотрудников Zoox откажется на него работать. Для их удержания и мотивации ретейлер даже планировал создать специальный фонд на $100 млн в акциях. При этом Amazon заранее составил представление о ценности и компетенциях каждого сотрудника Zoox — ключевые члены команды должны были перейти к нему почти в полном составе.
В начале взаимодействия с компанией распределение ролей может быть неочевидным. Но если пробыть пару лет в статусе миноритарного акционера и постоянно коммуницировать с командой, совсем не сложно понять, кто и что из себя представляет.
Мотивация опционом
Американские и британские компании для привлечения и удержания ценных сотрудников часто используют опционы. Это незаменимый инструмент для стартапов, у которых нет денег на классические способы мотивации — высокую зарплату, годовой бонус или премию по достижении KPI. Сотруднику предлагают пакет акций, который он сможет продать после поглощения компании или её выхода на биржу. Например, когда Twitter в 2013 году провел свое IPO, миллионерами стали сразу 1,6 тыс. из 2 тыс. членов его команды.