Тихо! Идет съемка
Мы планировали снимать Станислава Дужникова в Доме актёра. В «Доме с рыцарями» на Арбате состоялась его персональная фотовыставка, о которой мы и хотели поговорить. Всё логично. Но в процесс переговоров что-то вмешалось, и съемка вместе с интервью переехала в МХТ, где Станислав работает уже десять лет. Сегодня дают «Женитьбу». Через два часа начнется спектакль, и Стас выйдет на сцену в роли трогательно робкого Подколесина. А пока на сцене ставят декорации. Зал непривычно пуст. По тому, как уверенно наш герой показывает фотографу оптимальные точки для съемки, видно, что здесь он бывает не реже, чем на сцене. Вопрос: как зритель или?.. Во всяком случае, с фотографом они понимают друг друга с полуслова и перекидываются комментариями по поводу техники.
Я смотрел в интернет-магазине: хороший светочувствительный объектив стоит как чугунный мост. Но я понимаю почему. Фотография — недешевое удовольствие. (Смотрит на экран компьютера, к которому подключена камера.) Вот! Вот это самое оно. Цвет здесь убирается, и глаза чуть-чуть подсветлить. И вот это хорошо. А здесь фокус на руки ушел.
Станислав, вы говорите о фототехнике как профессионал…
Да здесь нет такого — профессионал, любитель. Когда ты чем-то увлекаешься, тебе хочется в этом разбираться. Понимать. Делать. Производить. То же самое и здесь. Светочувствительный объектив нужен для съемки в таких помещениях, как этот зал, где минимальное количество света. Или, бывает, мы смотрим в сумерках на какой-то пейзаж и думаем: «Господи, как красиво!» Глаз всё видит. Но технику такой чувствительности еще не придумали. Всё нужно подсвечивать, выставлять профессиональный свет. Тогда получается фантастически красиво, но это титанический труд.
А говорите, фотография для вас хобби.
А что же это еще? Если бы я был профессионалом, я бы этим на жизнь себе зарабатывал. А я только балуюсь. (Показывает фотографии в телефоне.) Это сделано на телефон, а это — на фотоаппарат. Это фото сделано с расстояния 200 метров. Эта фотография снята в Тель-Авиве. Эта — в Германии. Эта — в России. А вот фотография человека в темных очках. Я обратил внимание, что отражение в них — настоящий параллельный мир.
На что еще обращаете внимание?
В объективе фотоаппарата человек как под микроскопом... Видно всё.
Помните, когда в первый раз взяли в руки камеру?
Первые свои снимки я сделал лет в шесть — на «Смену».
Папа подарил?
Папа подарил! Взял без спроса и щелкнул что-то. Фотографии, конечно, не получились. Всё смазалось — тогда же нужно было фокус и много чего еще регулировать. Помню, я получил от отца по шапке за то, что испортил несколько кадров на пленке. Это же была дорогостоящая история. Для пленки нужен был проявитель и закрепитель, и потом, соответственно, бумага и химикаты для печати. В домашних условиях это была не одного дня работа.