Особый взгляд
Оператор Ксения Середа к 25 годам сняла почти десяток фильмов — от «Кислоты» Горчилина до «Звоните ДиКаприо!» Крыжовникова. Еще одну ее работу — картину «Дылда» Кантемира Балагова — только что выдвинули от России на «Оскар».
Прошлым летом ты снимала в Петербурге «Дылду» с Кантемиром Балаговым. Сейчас готовишь здесь фильм про летчика Девятаева с компанией Бекмамбетова Bazelevs. Может, пора переезжать?
Такая мысль была. Петербург и правда фантастический. Но пока мне не хочется привязываться к одному месту. Я люблю Москву, где родилась и провела почти всю жизнь. В Москве есть ощущение, что ты ей нужен: она питается тем, что ты делаешь, развивается за счет людей. А Петербург абстрагирован от тех, кто в нем живет. Но при этом его эмоциональный фон как будто придает сил. Легче находить решения, есть вдохновение что-то делать, чувствуешь прилив энергии. Я поняла это со времен моего первого проекта здесь — альманаха «Петербург. Только по любви», для которого я снимала короткометражку «Селфи» режиссеру Аксинье Гог. Возможно, все так потому, что я вообще восторженный человек и еще чувствую тут себя немного туристом: люблю северную натуру.
Ты и кино занялась по причине восторга?
Скорее восторга от фотографии. Я ходила в кружок во Дворце пионеров на Воробьевых горах, где познакомилась с мальчиком. Он поступал во ВГИК на курс Вадима Ивановича Юсова (оператор Тарковского и Данелии. — Прим. ред.) и рассказал, что туда как раз нужно будет сдавать фото. Мне стало интересно, и я решила попробовать. В тот год мастерскую набирал Юрий Анатольевич Невский, а мне очень нравились картины, которые он делал с Абдрашитовым и Досталем. К тому же я слышала, что Невский не учит снимать так, как снимает сам, а дает свободу творчества. Неожиданно для себя я поступила с первого раза и стала самым счастливым человеком на свете, обретя профессию мечты. Сейчас, когда есть неуверенность, как что-то сделать, я звоню Юрию Анатольевичу за советом.
Оператору нужно образование?
Это, конечно, необязательно. Сейчас много операторов-постановщиков, которые не заканчивали специальные факультеты, — и делают картины с уникальным видением. Но ВГИК дает среду, ты находишь режиссеров-единомышленников, с которыми дальше будешь работать. К тому же в нашей стране, как когда-то в СССР, может вновь наступить момент, когда тебе не дадут снимать большую картину, если нет специального образования. История циклична.
Так благодаря вгиковской среде ты познакомилась с Сашей Горчилиным, с которым сделала документальный фильм к спектаклю Гоголь-центра «Кому на Руси жить хорошо» и его игровой дебют «Кислота»?
Отчасти. Мы снимали с безумно талантливым режиссером Володей Беком картину «Без кожи», в которой была сцена домашней вечеринки. Он позвал своих приятелей, в том числе Сашу Горчилина. И это, правда, было очень важное знакомство. Саша — суперчеловек и большой друг моего сердца. Он невероятно тонко ощущает какие-то вещи, даже если не всегда может их сформулировать.