Учебный экономкласс
В стране резко вырос спрос на среднее профессиональное образование (СПО). Минувшим летом число ребят, поступивших в колледжи, впервые с нулевых годов почти сравнялось с числом поступивших в вузы. В некоторых популярных колледжах конкурс настолько велик, что в них ввели плату за обучение, нередко сопоставимую с вузовской. Однако экономика и рынок труда оказались не готовы принять новых «синих воротничков». «Огонек» разбирался в неожиданной коллизии.
В 2018 году, по данным Министерства просвещения РФ, на первые курсы вузов были приняты 1042 тысячи студентов. А в колледжи поступили 906 тысяч выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ. Соотношение абитуриентов 9:10 пока еще в пользу вузов.
Но есть и другие подсчеты, за которыми картина совсем другая: из общего числа университетских первокурсников около 200 тысяч — это выпускники колледжей, которые, получив дипломы, сразу поступают в вузы. И если считать тех, кто после 9-го класса идет в колледжи, и тех, кто продолжает учиться в 10–11-х классах, чтобы потом поступать в университет, то окажется больше именно первых. Вот это и есть главная новость последнего времени.
Число студентов вузов у нас постоянно росло после 1995 года и достигло пика в 2008/09 учебном году — 7,513 млн человек (данные Росстата). Потом страна в очередной раз попала в демографическую яму, а Рособрнадзор начал чистку вузовской системы, безжалостно закрывая вузы-помойки, которые ничему не учили, выдавая липовые дипломы. В итоге число студентов университетов стало снижаться и сейчас уменьшилось до 4,3 млн. Хотя до 2016 года большинство школьников и их родителей не мыслили жизни и карьеры без вузовского диплома. В преподавательских кругах стали говорить о том, что бакалавриат превратился в «массовое высшее» («Огонек» писал об этом в № 1–2, 2015). Начали думать даже о создании «прикладного бакалавриата», но дальше экспериментов дело пока не пошло. Теперь, видимо, и не дойдет.
Так уж складывается, что в 15 лет подростки, хотят они этого или нет, вынуждены делать выбор: идти в 10-й класс, чтобы потом поступать в университет, или идти в колледж и получать профессию. И хотя чаще всего дети выбирают не вполне самостоятельно, а под влиянием учителей и родителей, тенденция обозначилась четко: по оценкам экспертов, число школьников, выбирающих второй путь, пошло в рост, уже в 2016 году увеличившись на 10%. По данным Росстата, в 2016 году из выпускников 9-х классов в заведения СПО поступали 42,3% детей, в 10-е классы — 53,7%. В 2018 году в СПО пошли уже 52% девятиклассников — большинство.
«Не берут в 10-й класс»
Директор Центра исследований среднего профессионального образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев подтверждает: «Да, действительно, сегодня все больше девятиклассников склоняется к тому, чтобы строить траекторию образования через поступление в колледж. На этом фоне серьезно сократилось число тех, кто поступает в колледжи после 11-го класса».
Причина этого, по мнению Федора Дудырева, в том, что старшая школа, особенно лицеи и гимназии, стала очень селективной. «Доля учеников, поступающих в 10-й класс, постоянно сокращается,— говорит эксперт.— Думаю, что перспектива ЕГЭ заставляет учителей под разными предлогами отсеивать тех детей, кто может не показать высоких результатов. Естественно, что дети, которым закрывают переход в 10-й класс, идут в колледжи. И роль СПО сегодня стремительно меняется: колледжи фактически выполняют задачу общего среднего образования, которое у нас обязательно для всех, и одновременно дают студентам рабочую специальность».
О том, как прессуют родителей учеников на собраниях перед ОГЭ в 9-м классе, в интернете полно сообщений: «Ваш ребенок не сможет подготовиться к ЕГЭ, подумайте, куда вы его определите, может, в ПТУ…» Еще больше родительских жалоб появляется в июне, когда вывешиваются списки принятых в 10-й класс: «Моя дочь сдала без троек, а не взяли», «Мой с одной тройкой не прошел в 10-й». Родители пишут юристам, те отвечают: это противозаконно, если ребенок сдал ГИА, его обязаны принять. А в школе говорят: вы опоздали, мы 10-й класс уже сформировали, свободных мест больше нет. Позиция школ вполне определенная: в 10-й класс брать только сильных учеников. Потому что результаты ЕГЭ влияют на рейтинг учебного заведения, а рейтинг — на финансирование. Вот и выдавливают — негласно, тихо — тех, кто может подпортить статистику.
С другой стороны, многие родители и без нажима учителей задумываются, и вот о чем. Чтобы получить баллы, достаточные для поступления в престижный вуз, надо заниматься с репетитором. Или побеждать на предметной олимпиаде, а значит, опять же, брать репетитора. А если ребенок не пройдет на бюджетное место, значит, придется учиться за деньги. Между тем экономического бума за окном нет, и все меньше семей, которые могут себе это позволить. Рецепт выхода из такой вот пиковой ситуации напрашивается сам собой.
Давид Константиновский, руководитель Центра социологии образования Института социологии РАН, говорит, что «дети, поступающие в СПО, в основном из семей с невысоким достатком»: «Нет, это не бедные. Но у них больше средств уходит на питание и одежду и очень мало остается на образование. Во всяком случае, они не могут себе позволить платные занятия с репетиторами или платное обучение в вузе».
Доходы населения падают уже пять лет, и в основном это затрагивает семьи среднего класса. «У нас сейчас нет эмпирических исследований этой проблемы,— продолжает Давид Константиновский.— Но, по моим представлениям, сегодня учеба в СПО в материальном отношении для многих семей оказывается более доступной. Хотя бы уже потому, что колледж рядом с домом всегда найдется. А отправить ребенка учиться в Москву, если он отлично сдал ЕГЭ, или даже в областной центр, уже не каждой семье по карману».
Мимо ЕГЭ
Эксперты утверждают, что сегодня сформировалась категория семей, которые совершенно сознательно делают ставку на колледжи. «Мы наблюдаем интересный феномен,— говорит Федор Дудырев.— Уход ребенка из школы после 9-го класса не всегда означает, что он не успевает по учебе. И это не связано с тем, что подростку надо срочно выходить на рынок труда и зарабатывать деньги. Напротив, оба родителя могут иметь высшее образование, но они выбирают для своих детей менее стрессовый или более комфортный путь к высшему образованию, минуя сдачу ЕГЭ».
Стрессов действительно меньше. При поступлении в колледж после 9-го класса достаточно представить документ о сдаче ГИА, а в колледжах сегодня есть два типа учебных программ — с разной «степенью комфорта».
Первый — программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) со сроком обучения 2 года 10 месяцев. Раньше это называлось начальным профессиональным образованием. Ежегодно на ППКРС поступают 212–215 тысяч человек. И, соответственно, на эти программы поступить легче, там конкурса практически нет.
Второй тип колледжей — программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) со сроком обучения 3 года 10 месяцев, именно эти программы сегодня дают основной прирост численности учащихся. Это колледжи информационных технологий, медицины, педагогические, культуры, искусства и т.д. Там есть и конкурсы, и даже платное обучение для тех, кому при поступлении не хватило баллов ГИА (стоимость платного обучения в наиболее престижных колледжах 35– 150 тысяч рублей в год). Все эксперты единодушны: популярность такого пути в том, что он предоставляет желанную альтернативу — возможность после колледжа поступить в вуз без сдачи ЕГЭ.