Колото о себе
Сегодня татуировки стали модой, частью масскульта и — бурно развивающимся рынком. Появившись много тысячелетий назад (возраст самой древней татуировки — 5 тысяч лет) как знак идентификации — в античном Риме или сословной принадлежности — в Древнем Египте, сегодня они свидетельствуют скорее о желании своего хозяина вырваться за жесткие социальные рамки. Общество до сих пор относится к этим попыткам как минимум настороженно. К феномену присмотрелся «Огонек»
На днях в одном из военкоматов города Уфы медицинская комиссия отказалась призвать в армию рэпера Ивана Дремина, известного под псевдонимом Face. Из-за татуировок на лице молодого человека военные врачи заподозрили у него психическое расстройство. Это не первый случай отказа потенциальному призывнику по причине его чрезмерно обширных или заметных наколок.
— Несмотря на то что сегодня мы переживаем пик моды на татуировки, общество до сих пор не считает их нормой, а уж татуировки на лице тем более воспринимаются как проявление девиантности,— говорит преподаватель РАНХиГС и кандидат социологических наук Екатерина Воробьева. Свою диссертацию она защитила как раз по тату-культуре.— Те, кто делает татуировки на лице,— это, скорее всего, откровенные нонконформисты. А армия — очень жесткий социальный институт с иерархией, дисциплиной, требованием подчинения. И если человек склонен к свободе и ее публичной демонстрации, то можно предположить, что у него возникнут конфликты с руководством. Он может, например, устроить бунт или дезертировать. Те люди, которые не пускают его в армию только из-за татуировок, безусловно нарушают закон, но их можно понять: они имеют основания для беспокойства.
При этом военкомы уже разочаровали тех, кто решил, что тату — это гарантированный белый билет. Во-первых, сказали они, надо смотреть, какие татуировки и что они говорят о характере человека. А у Дремина были и другие заболевания, препятствующие службе.
Эксперты утверждают: фрики, увлекающиеся радикальными способами бодимодификации, вроде тату на лице или металлических подкожных имплантатов в виде рогов, составляют всего 1 процент от всех татуированных. Подавляющее же большинство любителей татуировок вполне адекватны, они понимают, что живут в обществе, с которым надо считаться, и ничего этому обществу не хотят противопоставить.
Наколки мудрости
Если раньше татуировки были зашифрованными посланиями для «своих» в закрытых социальных институтах, вроде тюрьмы или армии, а за каждым рисунком был закреплен определенный смысл, то сегодня тело понимается как возможность самовыражения, а само тату — как проявление свободы. А выбор в пользу тех или иных изображений происходит так: это «просто красиво», говорят те, кто расписывает себя картинками и слоганами.
И сегодня у некоторых сообществ есть свой набор тем и стандартов изображений. Свой набор образов в тату у байкеров — тут изображения и черепов, огня, клубной тематики, орлов, крыльев, и лозунгов вроде «Езжу в честь него, потому что он погиб ради меня». Похоже, по набору тем и плотности символики тату для байкеров близки к татуировкам закрытых сообществ (вроде армейских или криминальных).
А вот легкомысленные звезды и шоумены используют тату, чтобы заявить о своих взглядах на мир. Так на предплечье Евгения Плющенко изображен крылатый крест и латинская надпись: «Viam supervadet vadens» («Дорогу осилит идущий»). У бывшей участницы группы «Тату» Юлии Волковой между лопаток красуется арабская вязь, обозначающая «любовь и мир». У шоумена Алексея Воробьева на руке надпись «Glory in the hands of labour», что переводится как «Слава в руках труда». Его коллега Оскар Кучера сделал тату на японском, которое, по его словам, означает «Ничто не приведет ни к чему, если ничего не делать». Ирина Хакамада тоже украсила себя иероглифом — «Умение бороться за жизнь».
Футболисты не размышляют о жизни. На их телах: бутсы, мячи и даже игровые моменты, которые сделали судьбу спортсмена. А еще портреты тренеров и игроков, ставших кумирами для футболистов. Отдельная тема — любовь к своей семье. Так, защитник московского «Спартака» Лукас Айртон сделал на шее тату материнского поцелуя, а Месси написал на себе «С днем рождения, мама!». Популярны: имена жен (часто бывших. А что делать? Жены уходят, а татуировки остаются), детей, даты рождения самых близких людей и изображения Иисуса Христа.
Любят украшать себя тату бармены и повара. У первых на тело наносятся изображения шейкеров, фирменных бутылок с популярными напитками, лимонов и, конечно, симпатичных девушек. Руки многих шефов покрыты тату ножей и кухонной утвари.
Но, пожалуй, никакое профессиональное сообщество не даст такого количества поклонников тату, как самые обычные люди.
— Среди моих клиентов были педагоги начальных и средних классов школы, преподаватели университетов. Недавно, например, «забивался» молодой человек, преподающий высшую математику в МГУ,— рассказывает художница Мария Каминская, которая стала тату-мастером 7 лет назад.
За тату приходят врачи, коучи, психотерапевты, менеджеры самого разного уровня, чиновники и банковские служащие. Исследование, которое провела Екатерина Воробьева среди студентов МГУ им. М.В. Ломоносова и МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, показало: татуировки есть у 13,5 процента студентов, а 26 процентов студентов хотели бы их сделать.
Получается, за последние 10 лет, как говорит Мария Каминская, татуировка в России перестала быть маргинальным увлечением, а стала частью вполне традиционных и нормативных способов самовыражения.
— Татуировка осуществляет невербальную коммуникацию, это способ рассказа о себе,— объясняет Оксана Мороз. У нее самой — кандидата культурологии, доцента и руководителя магистерской программы «Медиаменеджмент», бакалаврской программы «Менеджмент креативных проектов» в РАНХиГС и МВШСЭН — девять татуировок.— Для молодежной культуры всегда были характерны эксперименты, но теперь эти эксперименты стали касаться собственной телесности, и, кстати, они становятся все более безопасными, ведь все зарегистрированные тату-салоны проходят проверку санэпидемстанции, риск чем-то заразиться там минимизирован.
Современные люди считают себя вправе экспериментировать с собственным телом. Татуировки перестали быть знаком принадлежности к какой-либо субкультуре, сейчас это просто часть облика. «Кстати,— говорит Оксана Мороз,— чистое тело без наколок тоже воспринимается как информация о человеке».
Тихоходка, кит и сакура
— Когда человек впервые решает сделать татуировку, у него как будто в голове тумблер из положения «нельзя» переключается в положение «можно»,— говорит Мария Каминская.— В обществе очень много запретов, один из них — запрет на татуировки как на что-то вечное, невыводимое. А оказывается, что в этом нет ничего страшного, даже родня поохала и привыкла. И порой клиентов, которые почувствовали себя свободными, начинает «нести». Одна моя клиентка захотела забить все тело с ног до головы. Мы это почти осуществили, но сильно растянули во времени. Я сознательно стараюсь притормозить таких людей.
Один из респондентов социолога Екатерины Воробьевой занимает руководящую должность в крупном банке. У него татуировано все тело, но на работе он соблюдает дресс-код, носит рубашку с длинными рукавами и пиджак, поэтому никто из коллег ни о чем не догадывается, зато дома он становится самим собой. Сам факт существования тату на теле доказывает: человек хочет хоть в чем-то осуществить свободный выбор. Причем чем жестче он регламентирован на службе, тем большей свободы ему хочется там, где он принадлежит сам себе. Вероятно, этим и объясняется повальная мода на тату среди офисных служащих.