Ствол как искусство
Знаменитый тульский оружейник, кстати, единственный гравер — герой соцтруда, хранит секреты искусства, которому нет места в XXI веке
В парадной комнате дома почти уже и легендарного тульского мастера-оружейника Ивана Щербино стоит огромный гипсовый бюст — нос немного облупился, по периметру руки бежит глубокий разлом.
— Надо бы отреставрировать,— ловит мой взгляд хозяин.— Это Марии Глаголевой — местного скульптора работа. В восьмидесятые был у города такой проект — «Лучшие люди». Я с Сережей, старшим сыном — он маленький еще был, пришел первый раз посмотреть, так он сразу узнал, кто это, сказал: «Папа»,— смеется 84‑летний художник, сын которого сам давно отец.— Когда Глаголевой не стало, мастерскую ее пообещали кому-то отдать, стали выносить вещи, освобождать помещение. Мы бюст забрали, жалко как-то выбрасывать. Иван Васильевич Щербино — почетный гражданин Тулы, известный на весь мир своими работами по оформлению ружей, первый, кто не только делал тончайшие гравировки в авторской технике, но и сам рисовал эскизы. Учил многих, но мода прошла и неизвестно, вернется ли вновь. Он до сих пор пишет картины — член Союза художников, стихи, в свои немалые годы радуется каждому дню, что награда от жизни не меньшая, чем слава, ордена и медали.
За несколько ходок хозяин приносит из кабинета стопку толстых альбомов.
— Уже лет шестьдесят, больше даже, веду дневники, собираю газеты, вырезки всякие, письма — вдруг пригодится.
Открываю и сразу: «17 января 1977 года. Встречали на заводе Л.И. Брежнева по случаю приезда для вручения городу Туле медали Красной Звезды. Был сфотографирован с Л.И. Брежневым в группе рабочих нашего завода». А вот вырезки из центральных и тульских газет, тоже как история десятилетий. «Труд» от 1967 года пишет, что ружье модели ТОЗ-34 побывало на всемирной выставке в Монреале и его отделка произвела там настоящий фурор. В тульской газете на десять лет старше рассказ о том, что в дирекцию завода приходит множество писем из разных уголков страны с просьбами сделать гравировку на заказ. Вот привет из Сибири: «Убедительно прошу отгравировать на одной стороне ружья портрет жены, а на другой — мой. Очень хочется, чтобы жена находилась со мной не только дома, но и присутствовала на охоте». И приложены две фотографии. Или такое: колхозники южного хозяйства хотят увековечить на ружейном ложе Ф.И.О. своего уважаемого председателя. Уточняют, что оформить буквы надо обязательно золотом.
В следующем альбоме эскизы: на деревянных оружейных деталях и ореховых подарочных футлярах разворачиваются замысловатые сюжеты, вьются орнаменты. «Эскиз художественного оформления охотничьего ружья ТОЗ-34, посвященного 100‑летию со дня рождения В.И. Ленина (гравировка плоская с подбором фона), 1969 год». Щербино был одним из немногих, кому в советское время доверяли гравировку портретов Ленина. Человеческое лицо вообще очень трудно выполнить в металле, а уж воссоздание лика Ильича каждый раз превращалось в вопрос государственной важности, большую политику.