«Шапокляк — это полный антипод моей тещи»
30 августа свой 100-летний юбилей отметил патриарх отечественного анимационного кино Леонид Шварцман. Его мультфильмы покорили сердца нескольких поколений детей и взрослых, получили мировое признание, стали классикой. «Огонек» поздравил юбиляра и поговорил с ним о Шапокляк, портретах вождей и пользе легкомыслия
В квартире Леонида Ароновича в Измайлове одно окно выходит на оживленную улицу, а два других — в тихий зеленый двор. А так как своей дачи у Шварцмана нет и никогда не было, то именно здесь, у окна, художник любит рисовать. Несмотря на его почтенный возраст, представить себе легенду отечественной мультипликации без фломастера и листа бумаги просто невозможно.
— Во дворе, на бульваре, иногда даже в метро — я всегда и всюду рисовал. Всю жизнь со мной был небольшой альбомчик, карандаш, фломастер. Всегда очень любил рисовать с натуры, особенно детишек-дошколят. Если помните, в моем мультфильме «Обезьянки. Гирлянда из малышей» воспитательница ведет на веревочке целую группу ребятишек. Нарисовать всех этих маленьких, забавных и очень разных малышей мне помогли мои наброски, которые были сделаны в течение многих лет,— ведь когда рисуешь, то ничего не придумываешь, образы сама жизнь подкидывает.
— Вот, говорят, и старуху Шапокляк вы вроде бы как срисовали с собственной тещи. Это правда?
— Это верно только отчасти. Никакого портретного сходства там и близко нет. А вот пучок волос вкупе с модной шляпкой — это да, это я взял от своей тещи Нины Францевны. Единственное! Теща моя до последних своих дней была красивой и обаятельной женщиной. Когда мы познакомились, ей было уже далеко за 50, и она все равно оставалась привлекательной женщиной. Достаточно сказать, что мне жена Татьяна с удивлением заявляла: «Представляешь, когда мы с мамой ездим в метро, то обычно мужчины смотрят не на меня, молодую женщину, а на нее». Так что реальная старуха Шапокляк — это полный антипод моей тещи.
— А вообще, часто такое случалось, что в процессе создания мультяшных персонажей вы придумывали некий образ, который чисто внешне напоминал кого-то из ваших знакомых?
— Да, случалось. Например, в процессе создания образа мамы девочки из мультфильма «Варежка» в памяти у меня промелькнуло лицо знакомой художницы. Она была человек очень талантливый, разносторонний, но несобранный, рассеянный. И вот эти черты потом действительно оказались воплощены в образе мамы в «Варежке». Или вот в том же мультфильме есть такой бульдог — судья соревнований. И при создании этой куклы я намеренно имел в виду нашего режиссера Романа Качанова, режиссера «Чебурашки» и «Тайны третьей планеты». Он был такой большой и широкий, весом под сто с лишним килограммов, и его «антураж» послужил в какойто степени прообразом вот этого бульдога. Более того, когда я создавал персонажей, искал в своих почеркушках какогото знакомого и близкого мне человека. И когда находил, говорил себе: «Да, я на правильном пути».
— А Роман Качанов себя узнал в этом персонаже?
— Ну прежде всего его узнали все остальные, ну потом, конечно, и он.
— И как он к этому отнесся?
— Со смехом, как же еще? В мультипликации чувство юмора просто жизненно необходимо. Не зря мультфильм Эдуарда Назарова «Жил-был пес», где волк и говорит голосом Армена Джигарханяна, и внешне выглядит как Джигарханян, так любим зрителями.
Как сам Леонид Аронович умудрился до сегодняшнего дня сохранить чувство юмора, абсолютную ясность мышления и неиссякаемый оптимизм — остается только догадываться. За 100 лет жизни испытаний на его долю выпало немало. Он рано остался без отца. Его папа, тихий и скромный бухгалтер, был убит ударом в висок от оглобли несущейся пролетки — лошади испугались сигнала автомобиля, коих в те времена было совсем немного в Минске начала 30‑х годов. Мать, Рахиль Соломоновна, осталась с тремя детьми на руках. Возможно, поэтому каток довоенных сталинских репрессий прокатился мимо семьи.
— Тяжело было, конечно, что там говорить. Не жировали, мягко говоря. Выжили благодаря помощи родственников. Полегче стало, когда брат с сестрой начали зарабатывать, и я смог поступить в Минскую художественную студию, она тогда только-только открылась.
— Это была детская мечта — рисовать? Или кто-то из педагогов разглядел в вас талант?
— Мой старший брат рисовал и даже, став взрослым, сотрудничал с какойто газетой как художник. И я, глядя на него, тоже стал рисовать. А потом уже, когда я работал на Кировском заводе, рисовал все, что просило руководство нашего завода,— портреты передовиков, членов ЦК партии, плакаты, лозунги. Я, в частности, хорошенько поднаторел на портретах Молотова. И вот, когда надо было к очередному празднику Великого Октября нарисовать сталинских наркомов, то мне из года в год поручали именно Молотова, как крупному специалисту по Вячеслав-Михалычу.
— А как вы оказались на Кировском заводе?
— После окончания школы я мечтал поступить в Ленинградскую академию художеств. Приехал в город на Неве, попытался сдать экзамены в академию. Однако подготовка оказалась слабой, и мне предложили поступить в среднюю художественную школу при Академии художеств. Три года учебы в этой школе заложили все основы моего образования как художника. Но стипендия была крохотная, а жить на что-то было надо, я пошел на Кировский (бывший Путиловский) завод сначала учеником токаря, а потом токарем-карусельщиком.
— Это что такое?
— Токарный станок вертелся горизонтально, как карусель, и на нем обтачивали очень большие детали. В частности, для танков обтачивали катки, на которые надевались гусеницы. Я как раз и занимался тем, что обтачивал эти большие металлические колеса.
Когда материальное положение стало полегче, Леонид Шварцман перевез в Ленинград свою маму. Это случилось незадолго до начала Великой Отечественной войны. Здесь же, на Васильевском острове, Рахиль Соломоновна и погибла в блокадную зиму 42‑го года. Она похоронена в одной из братских могил, но где именно — родные не знают. Шварцман говорит: если бы мама осталась в Минске, то ее участь могла быть еще страшнее — немцы, захватив город, планомерно уничтожили более 80 тысяч евреев, а еще тысячи отправились в концлагеря. Осенью 41‑го молодой токарь Леонид Шварцман вместе с другими рыл противотанковые рвы, работал в ремонтно-механическом цеху. Чтобы добраться с завода домой, надо было пересечь весь город.
— Путиловский завод — это южная, в те времена далекая окраина Ленинграда. А жил я на Васильевском острове, на другом конце города. И когда в 8 вечера заканчивалась смена, фашистские самолеты как раз начинали бомбить и обстреливать Ленинград. Немцы в те дни подошли вплотную к Ленинграду, фактически его блокировав. То есть это было очень сложное и тяжелое время. И каждый вечер я шел домой с одного конца Ленинграда на другой под обстрелами и под бомбежкой.