Что такое закрывающие технологии и чем они опасны

ОгонёкHi-Tech

«Россия не выучила урок компьютерной эпохи»

Когда экономика буксует, не в силах соскочить с нефтяной иглы, политики начинают говорить о необходимости прорыва, а ученые — о «закрывающих технологиях». Что под этим имеется в виду, разбирался «Огонек»

Беседовала Светлана Сухова

Таким виделось технократическое будущее почти 200 лет назад. Английская гравюра 1829 года. Фото: SSPL / Getty Images

Речь — об изобретениях, чье появление на рынке делает бессмысленным дальнейшее развитие некоторых секторов промышленности, экономики, науки (как, например, в свое время распространение компьютеров «убило» производство печатных машинок). Заговорили об этом явлении лет 20 назад. И сегодня, когда мир вступил в полосу деструкции и переформатирования (см. «Огонек» в № 15, 2019), именно с этими технологиями и власть имущие, и бизнес связывают надежды. Ведь закрывающие технологии способны изменить глобальную расстановку сил. Или как минимум помочь преодолеть экономический кризис.

К чему может привести массовый выброс на мировой рынок десятков такого рода технологий или, напротив, их сокрытие от социума? «Огонек» адресовал эти и другие вопросы завотделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики им. М.В. Келдыша, доктору физико-математических наук, профессору Георгию Малинецкому.

— Георгий Геннадьевич, появление закрывающих технологий — неожиданность или это можно прогнозировать?

— Многое можно предугадать или рассчитать заранее. Самый простой способ — проанализировать темы, которыми занята сегодня фундаментальная наука. Она всегда работает на горизонт примерно в 50 лет, так что, когда власть призывает фундаментальную науку «напрячься», чтобы увеличить число инноваций в стране, это обращение не по адресу. После того как Майкл Фарадей открыл электромагнитную индукцию, прошло полвека, прежде чем появилась электротехническая промышленность. Уравнение вынужденного излучения Альберта Эйнштейна и изобретение лазера тоже разделяют десятилетия. У прикладной науки меньший временной горизонт — 12–15 лет, зато в этом секторе делается 75 процентов изобретений. Еще есть опытно-конструкторские разработки, которые работают с горизонтом в 2–3 года. Словом, прогноз по появлению закрывающих технологий можно сделать с разным прицелом по дальности.

— Такие прогнозы доступы только ученым?

— Вовсе нет. Частенько в роли предсказателей выступают и писатели-фантасты. Достаточно вспомнить Карела Чапека, которому человечество обязано и прогнозом относительно появления роботов, и самим словом «робот». Жюль Верн описал подводную лодку и вертолет задолго до их появления, Герберт Уэллс — атомную бомбу и лазер, Арктур Кларк — спутники связи, а Марк Твен — интернет. Станислав Лем в книге «Сумма технологий» заговорил о том, что человечество — технологическая цивилизация, которая для решения каждой задачи придумывает новую технологию и в результате рано или поздно дойдет до того, что само окажется ненужным. И что мы имеем сегодня? Активный рост беспилотных технологий — и вот уже эра людей-пилотов подходит к концу. Человек чем дальше, тем чаще исполняет роль «пастуха» роботов. Но нужно ли это человечеству? Не приведет ли это к тому, что, как и пастухи, мы окажемся не нужны?

— Значит, закрывающие технологии могут быть и злом?

— Ни в коем случае! Какое зло от волшебной палочки, если она попала к вам в руки? Проблема не в ее способности претворять мечты в реальность, а в злой воле того, в чьих руках она оказалась. Все в этом мире может одновременно благом и быть, и не быть. Что есть ядерные технологии? С одной стороны, после создания ядерного оружия человечество уже 70 лет не знает мировых войн, атом дал нам электростанции, методы медицинской диагностики и многое другое. С другой стороны, ядерное оружие — дамоклов меч над головой человечества. Проблема не в технологии, а в разуме тех, кто ею распоряжается. И тут хорошо бы запастись мудростью, а не действовать по расчетам разума. О разнице между этими двумя понятиями писали великие математики прошлого Никита Николаевич Моисеев и Израиль Моисеевич Гельфанд: человек разумный всегда найдет способ выпутаться из трудной ситуации, в которую мудрый не попадет.

— Если человечество может делать прогнозы относительно закрывающих технологий на полвека вперед, то почему их появление — такой шок и неожиданность?

— Конец подкрался незаметно, хоть виден был издалека. Предсказать можно сферы появления технологий, но не детали их появления — время, имена разработчиков и т.д. Вот и выходит, что вроде как предупреждены, а все же не готовы. Вы только представьте себе бизнес, у которого все отлажено, все куплено и схвачено, чтобы никто из конкурентов не мог бы забежать вперед, а тут как снег на голову такая технология! А в мире вооружений все еще проще: там появление прорывных закрывающих технологий идет рука об руку с колоссальными средствами, на которые можно незамедлительно начать новые разработки. И неудивительно, что сфера вооружений лидирует по числу закрывающих технологий: тут как нигде малейшее усовершенствование оружия дает гигантское преимущество в бою. Люди вообще изобретательны там, где дело касается жизни и смерти. Оглянитесь вокруг: мобильные телефоны, тефлон, интернет, самолеты и еще добрая сотня изобретений — вчерашние военные технологии. Первый директор института, где я имею честь работать, Мстислав Келдыш был убежден, например, что космическая отрасль важна для человечества тем, что ставит задачи и сподвигает к технологическим прорывам, которые будут востребованы и в других секторах экономики. Он был убежден, что у страны не может быть много научных приоритетов — один, максимум два. В его времена это были космос и атом — два самых крупных научно-технических проекта XX века, в которых СССР добился решающих успехов.

— А каковы приоритеты сегодня?

— Если бы спросили Келдыша, убежден, он бы сказал «биология». И был бы прав. Сегодня каждая третья исследовательская работа в фундаментальной науке относится к теме биологии и медицины. Когда я учился в школе, считалось, что математика — это великая сложная наука, физика и химия в два раза проще математики, а биология еще на ступень ниже. Сегодня все иначе. Индекс цитируемости у биологии — 50, у химии и физики — по 8, информатики и математики — по 1,5. Это значит, что основные усилия будут вкладываться в эти сферы и одним из призов в технологической гонке станут годы здоровой и активной жизни. Уже в наши дни Южная Корея приняла национальный план, по которому среди младенцев, родившихся в 2019 году, 5 процентов проживут больше 120 лет. Похожие перспективы рисуют и в Европе. Когда к власти пришел Барак Обама, он обратил внимание, что на тот момент инвестиции в научную программу «Геном человека» уже дали 140 долларов прибыли на 1 вложенный доллар. Это данные десятилетней давности, а сегодняшняя цифра еще внушительней. Фронтир (изначально зона освоения Дикого Запада, термин, указывающий передовую границу чего-либо.— «О») лежит в сфере биологии. Завтрашний день там. Но двигаясь в завтра, нельзя забывать про день сегодняшний и вчерашний. Мне довелось беседовать с Жоресом Ивановичем Алферовым, я спросил его, куда следует инвестировать, чтобы укрепить национальную оборону, и услышал в ответ: «В электронику!» От 80 до 95 процентов возможностей современного оружия зависят от электроники, а в России с ее развитием не все благополучно. Страны делятся сегодня на две группы — одни умеют производить мобильные телефоны, а другие могут по ним только разговаривать. Считаю, что Россия не выучила урок компьютерной эпохи, хотя это вчерашний день технологий. Но без сданного экзамена по этому «предмету»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила мысли Сила мысли

Как можно работать с мыслями — и почему стоит это делать

Yoga Journal
Конкурс на место. Как использовать хакатоны для подбора сотрудников Конкурс на место. Как использовать хакатоны для подбора сотрудников

Хакатоны могут стать эффективным HR-инструментом

Forbes
Эпиляция и депиляция: что можно и нельзя во время беременности Эпиляция и депиляция: что можно и нельзя во время беременности

Беременность накладывает ограничения на методы борьбы с нежелательными волосами

9 месяцев
12 самых успешных женщин среди венчурных инвесторов 12 самых успешных женщин среди венчурных инвесторов

Женщины по-прежнему в меньшинстве среди успешных венчурных капиталистов мира

Forbes
Что говорит о нас наш дом Что говорит о нас наш дом

Организуя свой дом, мы воплощаем наши неосознанные влечения и инстинкты

Psychologies
6 ситуаций, когда картой лучше не пользоваться (особенно, если на ней есть деньги) 6 ситуаций, когда картой лучше не пользоваться (особенно, если на ней есть деньги)

Даже если карта по-прежнему при тебе, не факт, что ты пользуешься ей один

Playboy
Взрослое кино: как заработать на российских фильмах Взрослое кино: как заработать на российских фильмах

Сегодня кинематограф становится бизнесом, на котором можно заработать

Forbes
Россия вмешивалась в американские выборы, но сговора с Трампом не было: что мы узнали из доклада Мюллера Россия вмешивалась в американские выборы, но сговора с Трампом не было: что мы узнали из доклада Мюллера

Главные выводы из доклада Мюллера

Esquire
Что будет, если есть виноград целых два месяца (каждый божий день) Что будет, если есть виноград целых два месяца (каждый божий день)

Мы думали, что опять все плохо, но были удивлены!

Playboy
«В регионах с этим гораздо хуже». Гендиректор BlaBlaCar о сексизме и дискриминации женщин «В регионах с этим гораздо хуже». Гендиректор BlaBlaCar о сексизме и дискриминации женщин

Никто и никогда не говорил Ирине Рейдер, что она занимается «не женским делом»

Forbes
Фанаты «Динамо» закрасили «стену Цоя» в Москве своей надписью, но фанаты музыканта не оценили таких перемен Фанаты «Динамо» закрасили «стену Цоя» в Москве своей надписью, но фанаты музыканта не оценили таких перемен

Футбольный клуб «Динамо» обвиняют в вандализме и неадекватности

Maxim
Над пропастью поржи Над пропастью поржи

Ходят слухи, что российский юмор снова на взлете

Esquire
7 стартапов, которые сделали миллионы с нуля (все легально и очень познавательно) 7 стартапов, которые сделали миллионы с нуля (все легально и очень познавательно)

Некоторые нынешние «гиганты» поначалу были «лилипутами»

Playboy
Почему важно воспитывать в детях скромность Почему важно воспитывать в детях скромность

Как помочь детям вырасти добрыми и не зацикленными исключительно на себе

Psychologies
Как себя вести, если два твоих друга конфликтуют между собой: 5 дельных советов Как себя вести, если два твоих друга конфликтуют между собой: 5 дельных советов

Ситуация, которая встречается не только в начальной школе

Playboy
В отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоится шестая благотворительная барахолка В отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоится шестая благотворительная барахолка

14 апреля благотворительная распродажа пройдет в отеле «Балчуг Кемпински Москва»

Cosmopolitan
Герой нашего времени. Кто и зачем становится розничным инвестором в России Герой нашего времени. Кто и зачем становится розничным инвестором в России

Лишь 2 млн россиян инвестируют на фондовом рынке

Forbes
Если пришли «плохие» анализы... Если пришли «плохие» анализы...

Игнорировать «плохие» анализы не стоит

9 месяцев
Как Аркадий Дворкович возглавил ФИДЕ: расследование FT Как Аркадий Дворкович возглавил ФИДЕ: расследование FT

Россия пыталась продавить избрание Дворковича президентом ФИДЕ

Forbes
«Бездельники мне не братья»: как китайские IT-миллиардеры призывают сотрудников работать сверхурочно «Бездельники мне не братья»: как китайские IT-миллиардеры призывают сотрудников работать сверхурочно

Сотрудники китайских IT-гигантов недовольны изнурительным графиком

Forbes
Иная формула Иная формула

Гонки на электрокарах

Популярная механика
«Я начал терять скорость». Галицкий впервые рассказал, почему продал «Магнит» «Я начал терять скорость». Галицкий впервые рассказал, почему продал «Магнит»

Сергей Галицкий назвал три причины, почему он так внезапно продал свой бизнес

Forbes
Спейси помог Netflix и закат Facebook: как изменилась репутация американских брендов за год Спейси помог Netflix и закат Facebook: как изменилась репутация американских брендов за год

В США для всех компаний наступил судный день общественного мнения

Forbes
Топ-17 мотивирующих фильмов: от «Форреста Гампа» до «Социальной сети» Топ-17 мотивирующих фильмов: от «Форреста Гампа» до «Социальной сети»

Ищешь мотивирующие фильмы? Вот они!

Playboy
Металлург в супермаркете: зачем миллиардер Алексей Мордашов покупает долю в сети «Лента» Металлург в супермаркете: зачем миллиардер Алексей Мордашов покупает долю в сети «Лента»

Владелец «Северстали» договорился о покупке 42% в сети гипермаркетов «Лента»

Forbes
Говорит «Импровизация» на ТНТ: Сергей Матвиенко о смехе, о хвосте и о том, что убивает Павла Волю Говорит «Импровизация» на ТНТ: Сергей Матвиенко о смехе, о хвосте и о том, что убивает Павла Волю

Вспоминаем его возраст и ждем объяснений, почему он Злой и Несправедливый

Playboy
Нашествие гуманитариев: почему они теснят технарей в топ-менеджменте IT-компаний Нашествие гуманитариев: почему они теснят технарей в топ-менеджменте IT-компаний

Ценность творческого подхода к управлению алгоритмами только выросла

Forbes
По вертикали: 8 головокружительных лифтов По вертикали: 8 головокружительных лифтов

Внешний лифт — это не только транспортное средство

Вокруг света
Слушайте меня! Искусство ведения диалога Слушайте меня! Искусство ведения диалога

Как научиться говорить так, чтобы к твоим словам прислушивались

Лиза
Финальный сезон «Игры престолов», серия 2: закрытие гештальтов и подготовка к битве за Винтерфелл Финальный сезон «Игры престолов», серия 2: закрытие гештальтов и подготовка к битве за Винтерфелл

Осторожно: в тексте очень много спойлеров

Esquire
Открыть в приложении