Проблемы с единством
По сравнению с Новым годом, Пасхой или Днем Победы недавно созданный праздник народного единства, который отмечается 4 ноября с 2005 года, выглядит по-прежнему как заплата на месте красного дня календаря — 7 ноября
Я не знаю ни одного человека, который бы в День народного единства принял «сто грамм» и крикнул «ура!» в честь праздника. Праздник не прижился и вряд ли приживется. Почему?
Уж больно искусственное образование.
7 ноября — это понятное дело. В тот день произошел победоносный большевистский переворот, который в честь своего исторического значения был назван впоследствии Великой Октябрьской социалистической революцией. Правда, избавление человечества от капитализма случилось в 1917 году преждевременно и, прямо скажем, неудачно. Ни страна, ни сами большевики не были готовы предложить дееспособную модель посткапиталистического общества. Вместо победы произошла национальная катастрофа, еще окончательно не понятая народом, то есть народного единства по этому основному вопросу не существует.
Если капитализм считать оптимальным обществом для человеческой природы, построенном на жесткой конкурентной борьбе корпораций, то человеческой природе нечем гордиться. 7 ноября 1917‑го произошла первая попытка воплотить в жизнь мир иной мечты — не получилось, не та мечта, видно, нужна человеку. Но сам протест против капитализма заслуживал памятного дня.
Нынешний День народного единства был создан как праздник в пику коммунистам и как барьер против коммунистического реванша. И это был верный шаг: уйти от 7 ноября — великого черного дня не единства, а разобщения народа на долгие десятилетия. Коммунисты потеряли государственный праздник — их приподняли над землей, как Антея, и, лишившись опоры, они навсегда ушли в прошлое в том виде, в котором они сильно замучили наш народ (даже если это, повторяю, не все поняли до сих пор).
Но праздничная заплатка в виде 4 ноября страдает многими изъянами. 4 ноября 1612 года поляки покинули Кремль под напором русского народного ополчения. Однако понятно, что этот день стал «опорным» не только назло полякам (с которыми и теперь сложные и недружеские отношения), историки по-разному, в зависимости от их собственной идеологии, трактуют тот день.
Есть такая точка зрения: это день отказа России быть вместе с Европой, день военного противопоставления Европе — потребуется около 100 лет, чтобы Петр Первый понял значение европейской цивилизации и прорубил в Европу окно. А кто заколотил его? Не Минин ли с Пожарским? Никто не отрицает, что поляки были приглашены боярами занять московский престол, то есть нашими же соплеменниками, у которых было свое представление о прогрессе и патриотизме.
В общем, 4 ноября можно бы рассматривать и как выбор особой цивилизации, склонной к единовластию, самодержавию, нередко к деспотизму, который, естественно, не служит народу, а требует полного подчинения. Сегодня праздник 4 ноября вполне актуален, но его, как и красный день календаря (7 ноября), скорее всего когда-нибудь отменят, и какая вторичная заплата появится на этом месте, сказать трудно — скорее всего никакой новой заплаты не будет.
А как быть с народным единством? Увы, можно сказать, что это всего лишь благое пожелание. С тем же успехом можно пожелать осени быть весной. Дело в том, что у нас на протяжении 100 последних лет дважды уничтожались основные человеческие ценности. Первый раз именно в результате 7 ноября 1917‑го рухнули органические ценности русской книжной и бытовой культуры. Как очевидный пример этих ценностей можно привести семейство Ростовых. Второй раз ценности рухнули в 1991-м. Это были советские ценности, навязанные большевиками, но в конечном счете кое-как усвоенные народом и вошедшие в национальное сознание.