Перелетные символы
Двуглавому орлу на гербе России — 25 лет. Его возвращение на «историческое гнездовье» шло с трудом: 30 ноября 1993 года президент Борис Ельцин подписал временный указ «о восстановлении исторической символики Российского государства», одобрив золотую птицу на красном фоне в качестве эмблемы страны. Однако Госдума дважды отказывалась признать орла за своего, бойкотируя соответствующие законы. В 2000 году, с компромиссным решением о возвращении советского гимна, к нам наконец вернулся двуглавый орел. И только мы стали друг к другу привыкать, как загадочная птица уже переходит под знамена «патриотической оппозиции», оставляя историков спорить о собственном смысле и происхождении. Почему символы нашей государственности способны спорить с самим государством, разбирался «Огонек»
За дверью с изображением двуглавого орла — просторный зал. С низкого офисного потолка свисают внезапно хрустальные люстры, которые подсвечивают еще одну птицу, у противоположной стены: черный имперский орел несет на крыльях титульные гербы давно утерянных Россией царства Польского и великого княжества Финляндского, под ним вышит на белом шелке текст современного гимна страны.
— Это символ нашего преемства,— поясняют хозяева зала, представители общества исторического просвещения «Двуглавый орел».
В зале проходит лекция, посвященная правам человека при царе и в современной России.
— Наши предки, живя в империи, обладали большим набором прав и свобод, чем мы сейчас,— рассказывает приглашенный лектор, директор информационно-аналитических программ Фонда исторической перспективы Александр Музафаров.— Я люблю приводить один пример: в конце XIX века крестьяне села Строгино захотели построить часовню, и, чтобы это сделать, им пришлось пройти всего два согласования — благословиться у местного архиерея и одобрить проект у земского архитектора. Знаете, сколько согласований для аналогичного действия понадобилось бы современным жителям района Строгино? Не два и даже не двадцать два. А знаете ли вы, сколько чиновников было в России в 1913 году? 252 870 человек, без учета военного и морского ведомств. А знаете, сколько их сейчас? Один миллион 273 тысячи! Потому что государь полагался на народное самоуправление на уровне сел, городов, уездов, а вот «народные представители» — наши избранные депутаты и чиновники — его не терпят. Они хотят представлять народ сами, и только сами: после голосования мы для них не существуем…
Собрание одобрительно кивает. Все проговоренное способствует популяризации в России идей «Двуглавого орла» — внезапно выросшего правопатриотического движения. Год назад его учредил основатель телеканала «Царьград», миллиардер Константин Малофеев, и с тех пор общество успело сделать немало: издать свою версию школьного пособия «Трудные вопросы отечественной истории», организовать представительства в 48 регионах России и даже выдвинуть своих кандидатов на региональных выборах (в частности, в Москве от «орла» шел Михаил Дегтярев). Везде заявляя о поддержке курса действующего президента, общество исповедует взгляды, более близкие депутату Госдумы Наталье Поклонской, и потому славится необщим выражением своего патриотизма. То ли в шутку, то ли всерьез, но как раз в год столетия революции — когда Кремль оттачивал риторику всеобщего примирения — страна получила новых «белых», готовых всеми способами противостоять помолодевшим «красным» — современным сталинистам. Причем и «белых», и «красных» в 2018 году объединяет только одно: некритическое отношение к возлюбленным периодам истории и готовность, как встарь, побить любого идеологического противника.
Что существенно, в системе государственных символов и те, и другие тут же нашли себе место — просторное и пустое, идеологически нейтральное. Музыка советского гимна остается связанной с идеями «великого Октября», орел на гербе — с памятью об уничтоженной Октябрем империи. Конфликт между ними стыдливо прикрыт триколором, но обнажается при каждом эмоциональном историческом суждении. И Россия остается во многом парадоксальной страной, символы которой сохраняют известную оппозиционность — как друг другу, так и действующей государственности.
Наблюдая за тем, как «двуглавый орел» вдруг перепорхнул на правый фланг под знамена монархистов, приходится размышлять о реальном значении этой эмблемы в системе российских ценностей. Как-никак она с нами уже 25 лет — с 30 ноября 1993 года, когда страна де-факто получила свой очередной «орлиный» герб и массу притязаний на преемство с «1000-летней Русью» (юридическое утверждение нашего герба последовало позднее). С чем и кем нас реально связывает «двуглавый орел», какие традиции продолжает и к какой империи ведет, попытался разобраться «Огонек».
Страна орлов
Одна из самых трудных для монархиста мыслей — допускать, что орел не исконно наш, а заимствованный. Со времен Николая Карамзина, автора знаменитой «Истории государства Российского», этот неприятный факт компенсировался соображением, что заимствование было, по сути, эстафетой: от умирающей Византии к крепнущему Московскому княжеству. «Иоанн, по свойству с царями греческими, принял и герб их, орла двуглавого, соединив его на своей печати с московским: то есть на одной стороне изображался орел, а на другой — всадник, попирающий дракона, с надписью ”Великий князь, Божией милостью Господарь всея Руси“»,— пояснял Карамзин. Его теория о византийском происхождении двуглавого орла базировалась на трех исторических фактах: во-первых, эта птица приобретает государственную важность в 1497 году, когда Иван III изображает ее на своей печати, во-вторых, Иван III был женат на Софии Палеолог, представительнице последней правящей византийской династии, в-третьих, орлы украшали одеяния и личные вещи Палеологов. Круг замкнулся: получалось, что некогда византийский герб через династический брак становится русским.
— Первые сомнения в этой стройной теории высказали знатоки византийской истории — Никодим Кондаков, Николай Лихачев: они обратили внимание, что ни на каких монетах, государственных печатях и символах Византии двуглавый орел не встречается,— рассказывает Владимир Лавренов, член Геральдического совета при президенте РФ.— По-видимому, двуглавый орел, не входя в область государственной власти, был родовой эмблемой Палеологов. Наконец, когда знаменитую печать Ивана III рассмотрели подробнее, обнаружили, что из двух ее сторон, на одной из которых изображен орел, а на другой — всадник (ездец), символ Московского княжества, вторая важнее. Это доказывается тем фактом, что титул — надпись — на печати начинается на стороне всадника, а заканчивается при орле. Таким образом, перед нами не герб страны, а объединенная родовая печать Рюриковичей и Палеологов после их династического брака.