Споры о том, какие памятники должны украшать наши улицы, не утихают до сих пор

ОгонёкКультура

«Памятники стали знаками власти»

Сто лет назад «Известия ВЦИК» опубликовали «список лиц, коим предложено поставить монументы в Москве и других городах», дав начало ленинскому плану монументальной пропаганды. Споры о том, какие памятники должны украшать наши улицы, не утихают до сих пор

Беседовала Ольга Филина

Перед тем как запустить «Девушку с веслом» в массовый советский тираж, ее копии одели в купальник. В 30-е годы «фривольным экспериментам» пришел конец. Фото Юрий Мартьянов

Дата совпала с новой монументальной лихорадкой: Сталины и Иваны Грозные, жертвы репрессий, конструктор Калашников, святой князь Владимир — все они обживают улицы сравнительно недавно. Новость прошлой недели — памятник выдающемуся военачальнику, «отцу» ВДВ Василию Маргелову в Москве, героям Первой мировой войны в Пушкине, трамваю в Выборге, не говоря уже о хлопотах в Петрозаводске по выбору места для памятника ювелиру Перхину, работавшему когда-то для Фаберже…

О тяге всякой новой власти в России сменить набор монументов на наших улицах «Огонек» поговорил с культурологом Светланой Еремеевой, доцентом кафедры культурологии и социальной коммуникации ИОН РАНХиГС, автором книги «Памяти памятников. Практика монументальной коммеморации в России XIX — начала XX века»

— Как случилось, что в разрушенной войной и революцией стране вдруг появился «план монументальной пропаганды», требующий колоссальных вложений?

— А ведь на самом деле никакого плана не было. Как определение «план монументальной пропаганды» будет зафиксирован только в Кратком курсе истории ВКП(б), одновременно с правильной интерпретацией — мол, ленинский план был обращен к неграмотным массам, которых приобщали к новым ценностям. Вождю, видимо, приписывалась следующая логика: неграмотные прочитать про Лассаля не могут, зато уж как увидят памятник Лассалю, так сразу поймут, что за великий был человек… Однако Ленин не был ни наивен, ни глуп. Памятники в России, по сравнению с Европой, стали ставить очень поздно, и эта практика была понятной, значимой только для образованных людей. Народ в лучшем случае относился к памятникам безразлично, в худшем — враждебно. В связи с этим можно утверждать, что идея «поставить монументы», равно как и издавать «Библиотеку всемирной литературы» сразу после революции — это скорее большевистская попытка привлечь часть интеллигенции на свою сторону. После Октября партии страшно не хватало спецов, даже на почте некому было работать. И тут Ленин предлагает понятный пантеон героев для увековечивания в камне: мол, эти люди значимы и для нас, и для вас, поэтому мы можем договориться.

— Отсюда такой странный набор «лиц, коим предложено поставить монументы»? Тиберий Гракх, Жорес, Лафарг, Роберт Оуэн и другие…

— Ну конечно! Список лиц абсолютно волюнтаристский, его писали на коленке три человека: филолог, будущий академик АН СССР Владимир Фриче, зам-наркома просвещения СССР Михаил Покровский и нарком телеграфа Вадим Подбельский. Ленин список слегка отредактировал, впрочем, в разных газетах тогда опубликовали различные варианты «списка лиц», потому что канонического так и не появилось. В любом случае, это были в основном люди, неизвестные массам ни тогда, ни сейчас, но многое значившие «для своих», интеллигенции. Помимо памятников предполагалось на отдельных зданиях разместить цитаты великих людей, в частности на Историческом музее водрузили доску со словами «Религия — опиум для народа»: тоже вряд ли для неграмотных. Подтверждением отсутствия продуманного плана размещения монументов является и тот факт, что до нас практически не дошли памятники образца 1918 года: их массово поставили к октябрю — ноябрю, а потом они либо разрушились, либо были убраны за ненадобностью.

Спустя год после декрета «О памятниках» новая власть нашла деньги на демонтаж памятника Александру III в Москве. РИА новости

— Даже если согласиться с вашей мыслью об отсутствии плана, нельзя отрицать пропагандистский эффект от всех событий, связанных с установкой памятника,— торжественных открытий, митингов и проч. Это ведь был способ заявить о себе для новой власти?

— И очень эффективный. В отличие, скажем, от демократов в 1991 году большевики быстро поняли, что им нужно как-то связать расползающееся культурное пространство, должна быть общая позитивная повестка, актуализированная, например, через повторяющиеся праздники. В апрельском Декрете 1918 года, где говорится о необходимости снести старые — воздвигнуть новые памятники, есть еще одно важное предложение: подготовиться к проведению Первомая, украсив по-новому российские города. Оставалось всего две недели: что можно было сделать? А выкрутились интересно — «задекорировали» старые памятники, создав своего рода первые инсталляции в истории России. Помещали памятники царям в клетки, завешивали их красными полотнищами... Это была новая культурная практика, привлекавшая к себе внимание. В своих дневниках Зинаида Гиппиус не жалеет сарказма в адрес этого «уродства», но ведь и мимо пройти не может! В общей праздничной эйфории даже новый памятник был значим не сам по себе, а как элемент сюжета. Скажем, в Москве осенью 1918 года буквально за месяц успели и торжественно открыть памятник Робеспьеру, и тут же его… оплакать. Дело в том, что некачественный монумент сразу развалился, но история его уничтожения обросла легендами: мол, белогвардейские наемники убили гипсового революционера, спасайте Революцию! В конце концов, после горячки 1918 года большевики сообразили, что ставить памятники вообще необязательно: зачем столько трат? И появился феномен, который я называю «виртуальными памятниками». То есть в газетах сообщалось, что в указанный день будет «заложен памятник» великому человеку. Все праздничные мероприятия проводились как положено: оркестр, митинг, речи… А потом закладывали камень на месте будущего монумента, и все. Памятник там так и не возникал, но не возникало и разногласий: каждый был волен представить на этом месте свой идеальный монумент.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Они сложные люди — но не злодеи» «Они сложные люди — но не злодеи»

Режиссер Борис Хлебников — о своем погружении в «мир погон»

Огонёк
Секреты и лайфхаки для московского метро Секреты и лайфхаки для московского метро

Каждый день московским метро пользуются от 7 до 9 миллионов человек

Maxim
Как менялся стиль Фаррелла Уильямса Как менялся стиль Фаррелла Уильямса

История борьбы музыканта со своими брюками. Как менялся стиль Фаррелла Уильямса

GQ
Что модного посмотреть: 3 стильных азиатских фильма для вдохновения Что модного посмотреть: 3 стильных азиатских фильма для вдохновения

Несколько фильмов, которые вдохновят на модные эксперименты

Cosmopolitan
«Ведут себя варварски»: за что Лукашенко требует денег от Москвы «Ведут себя варварски»: за что Лукашенко требует денег от Москвы

Почему Лукашенко вдруг назвал россиян «варварами»

Forbes
Жасмин с новой песней  «Похожи» покорила  iTunes Жасмин с новой песней  «Похожи» покорила  iTunes

Певица Жасмин порадовала своих поклонников свежим релизом

Cosmopolitan
Управляющий экзоскелетом чип больше не будет гpeть мозг Управляющий экзоскелетом чип больше не будет гpeть мозг

Ученые на шаг ближе к созданию полноценного экзоскелета

Популярная механика
Для тех, кто любит в доме порядок Для тех, кто любит в доме порядок

Практикум по уборке и оптимизации пространства

Домашний Очаг
Перед свадьбой: как нейтрализовать токсичную мать невесты? Перед свадьбой: как нейтрализовать токсичную мать невесты?

Семейный психотерапевт Рейчел Сассман рассказывает, как спасти свадьбу

Psychologies
Профессия будущего? Кто такой Data Scientist и почему им надо становиться Профессия будущего? Кто такой Data Scientist и почему им надо становиться

Что такое Data Science простыми словами

Playboy
Удовольствие есть Удовольствие есть

Как питаться осознанно — и зачем это делать

Yoga Journal
Женщина‑кошка Женщина‑кошка

Ло­ра Хар­ри­ер — о собственном стиле, любимых украшениях и режиссерах

Vogue
Ольга Бузова рассказала о чувствах к бывшему мужу Ольга Бузова рассказала о чувствах к бывшему мужу

Ольга Бузова рассказала о чувствах к бывшему мужу

Cosmopolitan
Здравствуй, брошенное поколение! Здравствуй, брошенное поколение!

Писатель Виктор Ерофеев о «детях путча»

Огонёк
Заповедник Заповедник

В чем уникальность отечественных заповедных железных дорог

Seasons of life
Поворот к лесу Поворот к лесу

Правительство всерьез взялось за развитие деревянного домостроения

Огонёк
7 знаменитых врачей Античности и Средневековья 7 знаменитых врачей Античности и Средневековья

Знаменитые врачи, спасавшие пациентов во времена Античности и Средневековья

Дилетант
Вся правда о Хогвартсе: какой факультет в действительности самый лучший Вся правда о Хогвартсе: какой факультет в действительности самый лучший

Рассказываем обо всех факультетах Хогвартса в подробностях

Cosmopolitan
10 сериалов и телефильмов до конца лета 10 сериалов и телефильмов до конца лета

В ожидании осеннего телевизионного сезона знакомимся с релизами июля и августа

Esquire
«Геологическое оружие». Зачем «Роснефть» подала в суд на ExxonMobil «Геологическое оружие». Зачем «Роснефть» подала в суд на ExxonMobil

«Роснефть» считает, что нефть из ее части месторождения перетекает к «соседям»

Forbes
Прививка или смерть Прививка или смерть

Создание эффективной вакцины против ВИЧ заняло почти 40 лет

Популярная механика
Фабрика сказок Фабрика сказок

Как студия визуальных эффектов CGF и Тимур Бекмамбетов стали партнерами

РБК
Ах, Одесса! Ах, Одесса!

Интервью с телеведущей Региной Тодоренко

OK!
Как менялась мода в России Как менялась мода в России

Вспоминаем, как менялась мода в России и при чем тут русский Vogue

Vogue
Как собирать красивые камни и минералы, а потом делать украшения из них Как собирать красивые камни и минералы, а потом делать украшения из них

Осваиваем новое модное хобби — охоту за камнями

Vogue
20 признаков, что пора заканчивать отношения 20 признаков, что пора заканчивать отношения

Большинство предпочитают игнорировать, что в их отношениях что-то не так

Psychologies
«Убивая Еву» – сериал о том, как опасно недооценивать женщин «Убивая Еву» – сериал о том, как опасно недооценивать женщин

«Убивая Еву» – сериал о том, как опасно недооценивать женщин

GQ
Лучшие друзья девушек: как появились первые вибраторы Лучшие друзья девушек: как появились первые вибраторы

Полтора века назад вибратор использовался исключительно в медицинских целях

Cosmopolitan
Выбросьте из головы Выбросьте из головы

При­ме­ты «пра­виль­ной жиз­ни» мо­гут не по­мо­гать, а ме­шать раз­ви­вать­ся

Glamour
Как расстаться с девушкой и не получить по лицу: 8 незаменимых советов Как расстаться с девушкой и не получить по лицу: 8 незаменимых советов

Советы для тех случаев, когда расставание кажется чем-то очень тяжелым

Playboy
Открыть в приложении