Фехтование как материал для блокбастера

ОгонёкСпорт

«Милые люди Олимпиад не выигрывают»

26 ноября в российский прокат выходит спортивная драма «На острие» — о фехтовании, спортивной конкуренции и силе характера. Насколько вообще наши спортивные фильмы отражают реальность? О том, как из незрелищного вида спорта сделать напряженный блокбастер, размышляет режиссер фильма Эдуард Бордуков.

Беседовала Мария Лащева

Труднее всего в кино про фехтование показать сверхскорости атаки (кадр из фильма «На острие»)

Режиссер Эдуард Бордуков — сам бывший профессиональный спортсмен — уверенно препарирует черно-белый мир большого спорта, где человеческие жизни измеряются либо великими достижениями, либо сокрушительными поражениями. До того как стать режиссером, Бордуков сам профессионально занимался бегом; он — неоднократный чемпион и призер России, финалист чемпионата Европы 2006 года. Затем, после окончания спортивной карьеры, выбор, как признается Эдуард, не отличался разнообразием: «Стать либо тренером, либо спортивным функционером». Однако в итоге Бордуков начал снимать кино. Как соединить на экране две стихии — кино и спорт? Способны ли они вообще ужиться без фантастических преувеличений? Реален ли «спорт», который мы видим на экране? О профессиональных и жанровых особенностях спортивного кино режиссер рассказал в интервью «Огоньку».

«Когда я решил взяться за эту работу,— говорит Эдуард Бордуков,— моей главной целью было найти глобальный сюжет: такую тему, которую мне было бы интересно исследовать, рассказывать в рамках мира фехтования. Задача была снять зрительское кино, интересное не только профессионалам из мира спорта, но и широкому зрителю. Мы нашли такой сюжет, как мне кажется: путь к победе, стремление к большой цели. И еще: на что ты готов пойти ради ее достижения.

— Фехтование для непрофессионала — совершенно не зрелищный вид спорта: когда смотришь соревнования на экране, например, совершенно невозможно почувствовать напряжение, драйв, эмоции…

— Я понимаю вас. С визуальной точки зрения это действительно не такой зрелищный вид спорта, как футбол, хоккей, баскетбол — наша троица легендарная — или как какой-нибудь бокс… Главная проблема в фехтовании — сверхскорости атаки. Ты не видишь, что происходит на дорожке: человеческий глаз просто не может различить, кто кого уколол, как произошла атака. Со стороны мы видим, как два человека, грубо говоря, просто скачут по дорожке — вперед-назад, атака-отскок. А вот что происходит в этот момент между ними — напряжение, борьба воль, решающее мгновение — этого зритель уловить просто не успевает. И в этом была самая большая сложность — снять так, чтобы это было зрелищно.

Еще один аспект — огромная часть работы в фехтовании происходит именно в сознании спортсмена: это сочетание психологизма, считывание соперника, расчет атаки. Фехтование недаром называют «шахматами на дорожке». Но опять же: как это показать на экране?.. Ну и плюс романтический ореол этого вида спорта. Потому что фехтование — это на самом деле один из самых древних видов не то что спорта, но вообще человеческой деятельности. Фехтование, можно сказать, зародилось, когда два человека взяли палки и начали друг с другом драться. Про фехтование как вид спорта нет то что в России, но и в истории мирового кино фильмов совсем немного. Речь идет, конечно, именно про спортивное фехтование, а не про приключения мушкетеров. Сценарий писал я с командой сценаристов больше года. Приезжал на соревнования разного уровня, ходил на тренировки, общался с тренерами, со спортсменами…

Спортивные фильмы часто ругают за то, что они показывают не то, что происходит в реальности, предпочитая зрелищность. Перед вами стояла такая дилемма?

— Ну конечно, это одна из главных задач, которую надо было решить,— сочетание правдоподобия и зрелищности, найти некий компромисс. У нас изначально была установка, чтобы все, что касается спорта, было снято правдоподобно. У нас были инструкторы — профессиональные спортивные фехтовальщики, все спортивные сцены разрабатывались в контакте с ними. Не было такого, знаете — вот мы вначале придумали сцену, а потом приходим к консультантам и уточняем: «А вот так может быть или нет?» За несколько месяцев до съемок начали тренироваться актрисы: Светлана Ходченкова и Стася Милославская. Но, конечно, в сложных моментах вступали дублеры-профессионалы — за несколько месяцев стать профессионалом в фехтовании невозможно. Но на самом деле и они проделали огромную работу. Каждая атака при сьемках просчитывалась, разрабатывалась драматургия боя, буквально каждый удар мы репетировали, снимали многими кадрами, укрупнениями, рапидами. На экране мы видим: ну фехтуют и фехтуют, что в этом бою, что в следующем — примерно так же машут саблями. Непрофессионал отличий не увидит. Однако то, что на экране, это верхушка айсберга по сравнению с огромной предварительной работой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Обонятельное прошлое Обонятельное прошлое

Запахи древней Европы как часть культурного наследия

Огонёк
4 парадоксальных способа выйти из тупиковой ситуации 4 парадоксальных способа выйти из тупиковой ситуации

Ловушка, как и решение, чаще всего находятся в нашей голове

Psychologies
Следствие по делу декабристов Следствие по делу декабристов

Офицеры на Сенатской площади и офицеры на допросах — совершенно разные люди

Дилетант
На ошибках учатся На ошибках учатся

Леонид Жуков — об ответственности людей и машин за принятие критических решений

РБК
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Драгоценный сплав Драгоценный сплав

Елена Стафьева о Chopard Ice Cube Capsule by Marion Cotillard

Weekend
Следственный комитет — в каждый дом Следственный комитет — в каждый дом

Дело о пожарах в Новой Ладоге вышло на федеральный уровень

Огонёк
Древнейший хамелеон из бирманского янтаря оказался амфибией Древнейший хамелеон из бирманского янтаря оказался амфибией

Эти древние амфибии могли стрелять языком в добычу

N+1
Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра» Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра»

Человек, который пришел к власти слишком поздно для своего времени

Эксперт
Лысая голова у мошенников: узнай какой ты преступник по системе Ломброзо Лысая голова у мошенников: узнай какой ты преступник по системе Ломброзо

Можно ли вычислить преступника по чертам лица и анатомическим особенностям?

Maxim
Хурма – зимняя ягода Хурма – зимняя ягода

Рассказываем, в чем польза хурмы, как ее выбирать и какие блюда с ней готовить

Здоровье
Живая история: отрывок из книги автора Esquire Егора Сенникова «Они отвалились» о социалистическом проекте в Восточной Европе Живая история: отрывок из книги автора Esquire Егора Сенникова «Они отвалились» о социалистическом проекте в Восточной Европе

Как 30 лет назад закончился социалистический проект в Восточной Европе

Esquire
«В Москву едут слабаки». Уральский предприниматель — о том, почему вести бизнес в регионах круче «В Москву едут слабаки». Уральский предприниматель — о том, почему вести бизнес в регионах круче

Переезд в Москву — поиск ответа на вопросы: где лучше жить и где лучше работать

Inc.
Не любовь, а саморазрушение: история отношений Мадонны и Шона Пенна Не любовь, а саморазрушение: история отношений Мадонны и Шона Пенна

Любовь Мадонны и Пенна как в старом итальянском кино: с битой посудой и криками

Cosmopolitan
Типично псковские дали Типично псковские дали

Едем на длинные выходные в Псковскую область

Seasons of life
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Как открыть свой бизнес: 9 главных шагов для желающих начать свое дело Как открыть свой бизнес: 9 главных шагов для желающих начать свое дело

Подробный гайд для начинающих предпринимателей

Playboy
Физики объяснили появление параллельных бороздок на известняковых склонах Физики объяснили появление параллельных бороздок на известняковых склонах

Физики установили, как образуются желобковые карры

N+1
День матери: 10 знаменитостей, сохранивших теплые отношения с мамами День матери: 10 знаменитостей, сохранивших теплые отношения с мамами

Вспоминаем знаменитостей и их мам, которые находятся в хороших отношениях

РБК
На Мадагаскаре нашли мезозойскую птицу с клювом тукана На Мадагаскаре нашли мезозойскую птицу с клювом тукана

Палеонтологи нашли остатки древней птицы с необычным клювом

N+1
Дарья Мороз: “За четыре года я стала другим человеком” Дарья Мороз: “За четыре года я стала другим человеком”

Дарья Мороз и стереотипы — две несовместимые вещи

Psychologies
Викиномика Викиномика

Как массовое сотрудничество изменяет все

kiozk originals
Зачем смотреть «Метод 2» — отчаянно китчевый, но затягивающий сериал Зачем смотреть «Метод 2» — отчаянно китчевый, но затягивающий сериал

К чему привели бессовестные сюжетные ходы в сериале «Метод 2»

РБК
Маленькая война: как владельцы детских садов из Балашихи борются с поэтом Резником за права на два слова из его песни Маленькая война: как владельцы детских садов из Балашихи борются с поэтом Резником за права на два слова из его песни

Конфликт между поэтом Ильей Резником и владельцами детских садов из Балашихи

Forbes
Именной фонд Именной фонд

Как Таруса запустила по России вторую волну переименований улиц и площадей

Огонёк
Мама может Мама может

Все самое важное и актуальное о материнском капитале

Лиза
«Единственный способ никого не раздражать — не делать ничего интересного». Даниэль Эк, Spotify, — о времени, вдохновении и музыкальном бизнесе «Единственный способ никого не раздражать — не делать ничего интересного». Даниэль Эк, Spotify, — о времени, вдохновении и музыкальном бизнесе

Дэниэль Эк о том, как шведская медлительность проявляется в культуре Spotify

Inc.
Правила жизни Гаспара Ноэ Правила жизни Гаспара Ноэ

Правила жизни французского режиссера Гаспара Ноэ

Esquire
«Река, озеро, красивый лес»: спрос на загородную недвижимость в пандемию вырос на 30-50% «Река, озеро, красивый лес»: спрос на загородную недвижимость в пандемию вырос на 30-50%

Предложение не успевает за спросом на загородную недвижимость

Forbes
Легенда об айве Легенда об айве

О тонком аромате под толстой шкурой

Огонёк
Открыть в приложении