«Огонек» побывал в стране, где бензин дешевле воды

ОгонёкПутешествия

Королевство сплошных зеркал

«Огонек» побывал в стране, где бензин дешевле воды

Юлия Федотова, Эр-Рияд — Джидда — Москва

Жесткая конфронтация ресурсных сверхдержав из-за квот на добычу нефти заставила мир содрогнуться даже посреди пандемии. А заодно показала: Российская Федерация и Королевство Саудовская Аравия, хотят они того или нет, связаны одной цепью, и цепь эта — из черного золота. Что мы знаем о «партнере по цепи»?

Одно из самых закрытых государств мира провозгласило политику интеграции в мир совсем недавно, и даже россияне получили шанс с октября прошлого года оформлять въездные визы в королевство, буквально не выходя из дома. Увы, коронавирус захлопнул это окно очень быстро — уже в нынешнем марте, но ваш корреспондент заглянуть в него все же успел.

Межсезонье: битва за интуриста

«Добро пожаловать в Саудовскую Аравию — страну, где бензин стоит дешевле воды» — такое сообщение приходит на телефон сразу при посадке в аэропорту Эр-Рияда. Впрочем, осмыслять его в момент получения некогда. Тебя уже ждут.

— Здравствуйте. Как вас зовут?

Нервно провожу рукой по шее: нет, тут все норм — крестик сняла еще дома, чтобы без лишних вопросов. Из кармана длиннющего темного платья, надетого на бархатные широкие штаны, достаю паспорт. Отодвигаю от лица черный платок и вежливо отвечаю:

— Джулия.

К переходу границы, скажу честно, готовилась. Поэтому ответы на базовые вопросы у меня есть. Еду как турист (это для чистоты эксперимента; к тому же журналистов ждут сложные процедуры аккредитации и бдительные сопровождающие). Моя цель — увидеть сказочную архитектуру включенного в наследие ЮНЕСКО города Эд-Диръия и погреться под белым солнцем пустыни. Ясное дело, в одежде. Израиль? Я там не была.

— Добро пожаловать, Джулия!

Так под занавес докоронавирусной эпохи Королевство Саудовская Аравия (КСА) открылось для вашего корреспондента. Чтобы попасть в него, я заполнила анкету на сайте и заплатила 7500 рублей: через 10 минут на мобильный пришло сообщение, что виза готова. Да, чуть не забыла, прямо на страничке электронной визы изучила информацию о главных «нельзя»: не прикасаться к людям на улице (правило касается даже супругов), не выставлять напоказ обнаженные части тела, не брать второй паспорт, не фотографировать людей и объекты, не ввозить алкоголь и наркотики, не вывозить местных женщин…

Простота испугала. Я ждала на границе «допроса с пристрастием», но, как оказалось, напрасно: интуристы — важная часть местной перестройки, затеянной с целью диверсификации нефтяной экономики в рамках программы Saudi Vision («Саудовское видение») 2030, за них даже «воевали» с соседями. Планировались и прямые перелеты из Москвы, но не дошло — грянула пандемия. А жаль — получился бы символ: как-никак в 2020-м исполняется 30 лет возобновлению массовых паломничеств из СССР в 1990-м (они прервались вместе с дипотношениями в 1937-м), спрос был бы высоким. Впрочем, даже и с пересадкой (есть через Стамбул и Дубай) понимаешь, что символов будет в избытке: перед разгоном самолеты авиакомпаний из мусульманских стран останавливаются для молитвы — это почти как процедура антиобледенительной обработки. Мониторы показывают земной шар, облака над ним, торжественный голос читает Коран. Потом замечаешь субтитры с переводом: «Помните, что наша жизнь — это путешествие, а любое путешествие имеет конец и пункт назначения: к Аллаху».

Пандемия, увы, внесла коррективы во все маршруты. Тем, кто собирался стать хаджи (паломником) в этом году, придется отложить благие намерения. Власти королевства, на территории которого находятся Мекка и Медина, две главные святыни ислама, с середины марта закрыли к ним доступ.

Решение далось трудно, и не только потому, что с момента образования королевства в 1932 году хадж ни на год не прерывался. Дело в том, что одна из главных идей нового «Саудовского видения» — превратить королевство в «инвестиционную сверхдержаву в центре арабского и исламского мира, связывающую друг с другом три континента»: в рамках той же программы Vision 2030 число паломников планировалось довести до 30 млн в год — числа, сопоставимого с нынешним населением королевства. Тем не менее, отложив эти планы на потом, король Сальман бен Абдель Азиз аль Сауд, в чьем титуле зашифровано, что он Хранитель Двух Святынь, поступил мудро: многотысячные мероприятия сегодня опасны.

Оттепель. Зачем, когда и так жарко?

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд

Саудовская Аравия меняется: у тех, кто попадает в нее, есть шанс наблюдать за историческим процессом вживую. Хотя перемены могут выглядеть порой неуклюже, они, отмечают политологи, обоснованны.

— Прямо на наших глазах страна пытается перепрыгнуть из XIV века в XXI,— на условиях анонимности объясняет вашему корреспонденту российский дипломат, эксперт по Ближнему Востоку.— Речь не только о доступности виз и председательстве в G20 (Саудовская Аравия — первая арабская страна, заступившая на этот пост в 2020-м.— «О»). Женщины получают хоть какие-то права, под сомнение ставится практика публичных наказаний, страна приглашает западных звезд — пытается выправить имидж...

О том, что из этого получается,— позже. Главный вопрос: а зачем богатому, закрытому, десятилетиями игнорировавшему общепринятые нормы королевству нужно меняться вообще? Вряд ли местные дамы из-под чадры раскачали оплот традиционализма. Да и на «проделки Госдепа» не похоже — Штаты почти век не смущала «особость» главного нефтяного союзника. Кому это нужно?

Если ставить задачу получить максимально краткий ответ, то он вместится в три буквы: MБС. Так поначалу в прессе, а потом и в частных беседах политиков стали называть принца Мухаммеда бен Сальмана, который в последние годы вышел на первый план, «обойдя» более возрастных претендентов на трон. Точнее так: пожилой король, не складывая с себя обязанностей, сначала в 2015-м возвел МБС в ранг заместителя наследника престола, после чего в 2017-м объявил наследным принцем. А МБС, игнорируя негодование многих родственников, затеял реформы, которые сформулированы в том самом «Саудовском видении».

Принц-реформатор пообещал снять страну с нефтяной иглы, дать больше прав женщинам, прекратить расправы. «Наследник понимал, что у страны просто нет выхода: в старом формате государству оставалось не более 10 лет, так считали и у нас, и на Западе,— объясняет эксперт "Огонька".— А MБС — человек своего времени и понимает: сохранить островок ретроградства и анахронизма не выйдет. Его снесет. А под обломками погибнет династия». В числе основных угроз эксперты хором перечисляют: суннитско-шиитский конфликт, зависимость от США (где держат деньги местные элиты), затянувшаяся военная операция в Йемене.

В королевстве, впрочем, в ходу другие формулировки. «Мы не то чтобы воюем в Йемене»,— растолковывает мне Джази, чиновник из Эр-Рияда. Он, как и многие саудовцы из хороших семей, учился за границей, имеет друзей в ФРГ и Италии, мечтает приехать в Россию — словом, открыт.

— С нашей стороны это не интервенция — их правительство попросило о помощи. Там есть группировки плохих людей. Вы же знаете, недавно наши нефтяные объекты атаковали дроны проирански настроенных йеменских хуситов. Рынок был в стрессе. Соседей важно спасти от этой напасти. Хотя, наверное, в Йемене есть люди, которые дадут вам иную картину событий…

Трактовки могут быть разные. Как и события. МБС личным примером задал элите тренд: одна жена — один муж (правда, язвительно добавляют скептики, это в один отдельно взятый период времени). Чтобы показать, как нравы меняются, рассказывают историю принца Аль-Валид бен Талаля из правящей семьи, уже не юного, отпустившего молодую жену, потому что у них не получилось детей. Та уехала в Дубай, встретила ровесника-миллиардера. Осенью во дворце во Франции пара сыграла свадьбу. Экс-принцесса Амира ат-Тавил, потеряв титул, ничуть не расстроилась: занялась бизнесом. На сайте ее компании Time Entertainment можно выбрать восточного артиста, которого вы бы хотели послушать на элитном мероприятии. История сказочная, можно сказать — услада в уши MБС. Но называть типичной ее никто в королевстве не решается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Золото для всех Золото для всех

В Костромской области производится почти треть ювелирных украшений России

Огонёк
Пельмень из машины: казанский предприниматель хочет потеснить фастфуд своими автоматами с горячей едой Пельмень из машины: казанский предприниматель хочет потеснить фастфуд своими автоматами с горячей едой

Семён Фролов рассчитывает превратить пельмени в популярное молодёжное блюдо

VC.RU
Кунсткамера Кунсткамера

Переименование растений, самая маленькая в мире лягушка и памятник жуку

Наука и жизнь
Мой бедненький: 7 ловушек отношений с мужчиной, который зарабатывает меньше тебя Мой бедненький: 7 ловушек отношений с мужчиной, который зарабатывает меньше тебя

Женщина намного успешнее своего мужчины: к чему нужно быть готовой

Cosmopolitan
Глобальное потепление пока не остановить-2 Глобальное потепление пока не остановить-2

Государства вообще-то умеют договариваться, но сейчас дело идет к авралу

Наука
Биологи обнаружили внеклеточный источник сигнала о высоком давлении крови Биологи обнаружили внеклеточный источник сигнала о высоком давлении крови

Белок тромбоспондин помогает сосудам переносить механический стресс

N+1
Как за четыре года сделать из обычного постсоветского города мечту Ильи Варламова? Как за четыре года сделать из обычного постсоветского города мечту Ильи Варламова?

Из Гатчины поступает подозрительно много хороших урбанистических новостей

Собака.ru
10 фильмов о приближающемся Конце света 10 фильмов о приближающемся Конце света

Хватит смотреть в окно и читать новостные сводки

Maxim
Нездоровое желание нравиться всем: о чем оно говорит Нездоровое желание нравиться всем: о чем оно говорит

Мы не можем вызывать симпатию абсолютно у всех, кто нас окружает

Psychologies
«Господин пять процентов». Как торговец нефтью и создатель Shell скупал сокровища в Эрмитаже «Господин пять процентов». Как торговец нефтью и создатель Shell скупал сокровища в Эрмитаже

Галуст Гюльбенкян скупал полотна из коллекции Эрмитажа

Forbes
История джемпера: от формы легкоатлетов и символа студенчества до одежды для любых домашних дел История джемпера: от формы легкоатлетов и символа студенчества до одежды для любых домашних дел

Рассматриваем в деталях классический предмет гардероба, выясняем его особенности

Esquire
Андрей Ланьков: Жизнь северокорейских беженцев и их семей Андрей Ланьков: Жизнь северокорейских беженцев и их семей

Глава из книги Андрея Ланькова: «Все снова под контролем?»

СНОБ
Каши для первого прикорма: гид для молодых мам Каши для первого прикорма: гид для молодых мам

Полное руководство по введению первого прикорма в детский рацион

Мама и малыш
Энн Кливз: Ловушка для ворона Энн Кливз: Ловушка для ворона

Отрывок из новой книги классика современного английского детектива Энн Кливз

СНОБ
Сто рубинов и тысяча комнат: всё, чего ты не знала о жизни королевы Елизаветы II Сто рубинов и тысяча комнат: всё, чего ты не знала о жизни королевы Елизаветы II

Королева Елизавета II – одна из самых богатых и влиятельных женщин в мире

Cosmopolitan
Новые дома Помпей Новые дома Помпей

Дома южной части Помпей открылись для посещения после реставрации

N+1
«Катастрофическая оторванность от земли»: бизнес о новых мерах поддержки от Путина «Катастрофическая оторванность от земли»: бизнес о новых мерах поддержки от Путина

Правительство лишь оттягивает «момент массовой смерти» малого бизнеса

Forbes
Время повернуть дышло Время повернуть дышло

Законодательство о банкротстве грозит «обнулением» значительному числу компаний

Эксперт
Святое воинство. Про Путина, которого мы не знали Святое воинство. Про Путина, которого мы не знали

Путин против того, чтобы его изображение украшало главный храм Вооруженных сил

СНОБ
На защите иммунитета На защите иммунитета

Как правильно кормить микробиоту, чтобы повысить иммунитет

Худеем правильно
Активность моторной коры помогла парализованному пациенту ощутить собственную хватку Активность моторной коры помогла парализованному пациенту ощутить собственную хватку

Парализованный пациент смог регулировать силу сжатия кисти

N+1
Топливо больших скоростей Топливо больших скоростей

Прогресс привнес новейшие технологии в систему обеспечения лайнеров топливом

Популярная механика
«Я уже месяц на карантине с тремя детьми»: итальянская история «Я уже месяц на карантине с тремя детьми»: итальянская история

Блогер Яна Скворцова находится на строгом карантине с мужем и тремя детьми

Psychologies
По горячим следам По горячим следам

Почему остаются следы от акне или появляется пигментация

Лиза
Химики разобрались в цветной фотографии середины XIX века Химики разобрались в цветной фотографии середины XIX века

Цвета на фотографии середины XIX века объяснили распределением наночастиц

N+1
Эволюция генов метаболизма у гигантских вирусов произошла независимо от клеток-хозяев Эволюция генов метаболизма у гигантских вирусов произошла независимо от клеток-хозяев

501 новый геном крупных ядерно-цитоплазматических ДНК-содержащих вирусов

N+1
В Голливуд из глубинки! Как выглядели русские модели до того, как прославились В Голливуд из глубинки! Как выглядели русские модели до того, как прославились

Как выглядели "наши" топ-модели до того, как добились успеха на западе

Cosmopolitan
Александр Тимофеевский. Человек со стороны Александр Тимофеевский. Человек со стороны

11 апреля на 62 году жизни скончался Александр Тимофеевский-младший

СНОБ
Кораллы начали гибнуть уже в середине XX века Кораллы начали гибнуть уже в середине XX века

В 50-е годы уже наблюдалось снижение численности кораллов в Карибском море

N+1
Сколько тротила нужно, чтобы взорвать южноафриканский броневик Сколько тротила нужно, чтобы взорвать южноафриканский броневик

Красивые и мощные взрывы любят не только пироманы

Популярная механика
Открыть в приложении