Двухколесная анархия
Велосипеды захватывают города. Как и любая экспансия, велонатиск делает отношения пешеходов, велосипедистов и водителей автомобилей все более драматичными
Подсобные помещения на каждом этаже нашего многоквартирного дома — комнатки размером с небольшую кухню — отдали жильцам. Предполагалось, что граждане скооперируются и будут там традиционно хранить детские коляски, лыжи, остатки ламината. Но они все заставили своими велосипедами: прогулочными, дорожными, горными — креплений навинтили до самого потолка. «У нас в семье четыре велика»,— хвастается мой сосед справа. «У нас только два,— вздыхает левый сосед.— Сын пока на трехколесном рассекает».
Как мы не заметили, что за последние годы велосипедисты захватили нашу территорию — кладовки, дорожки, города? В соцсетях у каждого модника — обязательно фоточка «Я на велобайке», в графе «Мои интересы» все гордо указывают «велопрогулки», куда ни сунься — всюду ищут компанию для «велопоходов», «велотуров», «покатух» и «велоэкскурсий». Согласно данным опроса «Левада-центра», более четверти россиян (27%) имеют личный велосипед, а среди молодежи в возрастной категории 18–25 лет велосипед есть у 44% респондентов. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, что 51% россиян за последний год с той или иной частотой катался на данном колесном транспортном средстве. Но только треть опрошенных использует его для повседневных дел, например для поездки в магазин или на почту, как 54% среди жителей сел. Сейчас велосипед чаще приобретают для досуга и прогулок, причем среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (а также городов-миллионников) эта доля особенно высока: 78% и 79% соответственно.
Но даже покупать железного коня уже не обязательно. Московские пункты велопроката гордо отчитываются: столичный сервис аренды двухколесного транспорта — один из крупнейших в мире. Только с начала этого сезона москвичи и гости столицы совершили 2 млн поездок на городских велосипедах, и то ли еще будет! Рекорд прошлого года — 4,25 млн явно будет перекрыт, ведь до ноября времени еще полно, а праздных велопрогульщиков только прибавляется. Мэр столицы не скрывает ликования: «У нас в арифметической прогрессии растет и количество велосипедов, которые можно взять напрокат, и количество самих пунктов проката. Такой динамики ни в одном городе мира нет. Я думаю, что к 2024 году в каждом районе города будет станция велопроката». Сейчас таких станций в Москве 530, специальных парковок около 2 тысяч, и новые открываются чуть ли не каждый день — за 7 лет сеть выросла почти в 10 раз. Но велосипедизация всей страны на этом не останавливается: в нескольких крупных российских городах в этом году открылся велошеринг — система аренды велосипедов без станций, через мобильное приложение.
Они ведь еще и регулярные смотры своих сил устраивают! Новости начнешь читать: в Кемерове только что прошел женский велопарад, в Тюмени — велофестиваль, в Питере — Международный велоконгресс, в Вологде — акция «На работу на велосипеде», в Москве — велоночь под лозунгом «Все призраки Москвы». Во Владивостоке, Южно-Сахалинске, Астрахани, Дербенте, даже в райцентре Шуя — и там велопарад! Сотни, тысячи, миллионы велопризраков колесят по городам России. Неуловимые, невидимые, стремительные — их все больше. Я спокойно шла по тротуару и слушала «Евгения Онегина» в наушниках, подняла руку, чтобы поправить волосы — и тут же получила по локтю от пролетевшего мимо велосипедиста. Господи боже! Александр Сергеевич, ты это видел? На тротуаре!.. А моей подруге такой же лихой ездок надорвал крестообразные связки на обеих ногах: ее, сбитую, стали поднимать, а у нее колени назад выгибаются, как у страуса... Где же нам, пешеходам, гулять, если на тротуарах сейчас так же опасно, как и на проезжей части?