Режиссер Сергей Дворцевой — о своем фильме «Айка» и его международном успехе

ОгонёкРепортаж

«Быстро снимать кино — это придумали продюсеры»

В Российский прокат выходит драма Сергея Дворцевого «Айка». О социальной актуальности, поиске справедливости и российском «левом» кино «Огонек» поговорил с режиссером

Беседовал Андрей Архангельский

Москва глазами мигранта — такого ракурса мы еще не видели (кадр из фильма «Айка», в главной роли — Самал Еслямова). Фото Денис Синяков / Предоставлено «Вольга»

Айка — девушка из Киргизии; она нелегально работает в Москве. После рождения сына она оставляет его в больнице, однако через некоторое время возвращается к нему. Фильм Сергея Дворцевого «Айка» — это еще и неожиданный взгляд на Москву — глазами мигранта; такой столицы мы точно еще не видели. Фильм снимался 6 лет с перерывами, в 2018 году «Айка» была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а актриса Самал Еслямова, исполнившая главную роль, получила приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. Фильм также получил Гран-при 28-го международного кинофестиваля в Котбусе (Германия) и Гран-при токийского кинофестиваля Filmex.

— Когда смотришь ваш фильм, первые аналогии возникают с двумя громкими фильмами: «Сын Саула» Ласло Немеша и «Дюнкерк» Кристофера Нолана: они, как и ваш фильм, сняты с позиции ускользающей, стирающейся личности, камера почти сливается с героем. В «Сыне Саула» речь идет об узнике концлагеря, в «Дюнкерке» мы видим войну глазами солдата-окруженца… В вашем фильме мы видим мир глазами мигранта. Вы сознательно хотели вызвать это ощущение экзистенциального беспокойства, чтобы у зрителя не было ни минуты душевного покоя, чтобы ему буквально не за что было зацепиться?..

— Да, конечно, я добивался этого ощущения беспокойства. Что касается Немеша и Нолана, здесь, наверное, просто совпадение. Впрочем, достаточно много режиссеров, которые работают подобным методом. Но когда я снимаю, я стараюсь абстрагироваться вообще от всего. Я стараюсь поменьше думать о себе, о своем стиле, самовыражении; я хочу прежде всего выразить героя, влезть в его шкуру и понять его мотивы. Когда я делаю картину, я всегда отталкиваюсь от позиции героя или героини. А ситуация моей героини именно такая — она не может ни на минуту остановиться, крутится как белка в колесе, постоянно куда-то мчится, не успевает. Больше половины фильма я сам держал камеру — так получилось; мы долго снимали, и у меня уже не было людей, которые могли бы исполнить то, что я хочу, со стопроцентной гарантией. Причем, если присмотреться, у меня камера не просто следует за героиней, она все время чуть-чуть припаздывает — как будто не знает, что с ней будет происходить дальше. И это должно усиливать эффект подлинности, жизненности происходящего. Мы ничего поначалу не можем понять про Айку: откуда она, что с ней происходит, что творится в ее душе. Мы начинаем кое-что понимать, только когда видим ее глаза, пока она говорит по телефону с сестрой. Я очень близко старался снять ее глаза, потому что они у актрисы очень выразительные, живые… Я сознательно приближал камеру к ней вплотную, чтобы мы видели каждый лучик. Чтобы по глазам понимали, что с ней происходит.

— То есть все это экспромтом прямо на съемочной площадке решается — как снимать, на каком расстоянии?

— Поскольку картина психологическая, многое приходится решить и придумать до того, как приступишь к съемкам. Я перед началом съемок всегда работаю с маленькой камерой, очень простой и самой дешевой, делаю своего рода наброски. В этот момент я стараюсь текст сценария перевести в изображение. И когда я готовился к фильму, понял, что хочу вызвать у зрителя ощущение почти клаустрофобическое. Это опять же вызвано самой ситуацией героини: большую часть времени она проводит в сжатом, тесном мире. Парадокс — вроде бы она живет в Москве, в мегаполисе; но в этом огромном пространстве места всем не хватает. И это порождает ощущение тесноты для каждого в отдельности. Вроде бы квартира, угол в которой она снимает, большая, но там живет много людей, и ее отделяет от других только занавеска. И в метро — та же сжатость, скученность. Поэтому такая камера, такой ритм фильма. Это не от лукавого, не от позерства — «а давай-ка я вот так сделаю, по-модному». Нет, сама эта ситуация продиктована обстоятельствами героя, его историей, мотивацией.

— Герои вашего первого фильма «Тюльпан» (2008) и нынешнего объединены общим стремлением, они повторяют фразу: «Я буду жить другой жизнью». Ваша героиня-мигрантка нетипична: она хорошо говорит по-русски, у нее есть бизнес-планы. Она не просто хочет заработать — она хочет сбежать от архаики, зажить современной жизнью. Но в итоге застревает между архаикой и модерном: и вернуться уже не может, но и прижиться на новом месте не в силах; слишком тяжело.

— Да, и это очень типично для женщин из Киргизии, например, с которыми я общался. Их как раз большинство таких. Из Узбекистана больше мужчин приезжает в Москву, и они едут именно заработать; а из Киргизии — в основном женщины. Они работают на 2–3 работах и часто бегут из дома именно для того, чтобы изменить привычный уклад жизни. Москва для них — это возможность что-то кардинально поменять в своей жизни. И они почти всегда оказываются в тупике: дома — по одной причине, а здесь — по другой. Конечно, в моей героине зашито больше глубины, чем просто «поехала заработать и без денег осталась». Она пытается реализоваться, но новый мир ее тоже не принимает, выталкивает. Я лепил мою героиню с реальной женщины, с которой познакомился, когда только начинал делать картину, когда писал сценарий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Считать от МРОТ Считать от МРОТ

Оплату труда учителей ждет реформа

Огонёк
10 принципов успешных и счастливых людей 10 принципов успешных и счастливых людей

Каждый хоть раз слышал о том, что мысли материальны

Psychologies
«Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было» «Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было»

Чему Николь Кидман научил фильм «Плохая девочка»?

OK!
Рэп наш Рэп наш

К началу 2019 года российский рэп окончательно победил

Glamour
Спасет ли Zara торговые центры? Спасет ли Zara торговые центры?

Иностранные арендаторы вряд ли вернут российские торговые центры к процветанию

Монокль
«Сверхспособности нужны нам, чтобы научиться любить» «Сверхспособности нужны нам, чтобы научиться любить»

Что такое сверхспособности на самом деле?

Psychologies
Поднимаю настроение Поднимаю настроение

Где в Москве достать для мужчины хороший тестостерон

Tatler
Алкогений: Эрих Мария Ремарк Алкогений: Эрих Мария Ремарк

Ремарк — эталон писателя ХХ века

Maxim
Российский топ-менеджер всплыл на видео, где рассказал об интиме с подчиненными и как велел «стучать». Его уволили Российский топ-менеджер всплыл на видео, где рассказал об интиме с подчиненными и как велел «стучать». Его уволили

Герой скандала — первый заместитель генерального директора АО «Росгеология»

Maxim
Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
Путь лидера. Чему нужно учиться профессионалу в 2019 году Путь лидера. Чему нужно учиться профессионалу в 2019 году

Самое сложное в стремлении к лидерству — управлять собой

Forbes
Род проклятых Род проклятых

Все родные великого полководца умерли насильственной смертью

Дилетант
От 70-х до От 70-х до

Мода капризна и переменчива, но при этом циклична

Cosmopolitan
Спорно и задорно Спорно и задорно

Как сцепиться языками с женщиной

GQ
Уроки японского Уроки японского

Чем удивят нас невероятные японцы?

Лиза
20 красивых мини-тату российских звезд, которые хочется повторить 20 красивых мини-тату российских звезд, которые хочется повторить

Подборка мини-тату у российских звезд

Cosmopolitan
50 лет покушению на Брежнева 50 лет покушению на Брежнева

Ровно полвека назад в дорогого Леонида Ильича было выпущено 11 пуль

Maxim
Зачем в Сибири выращивают человеческие мозги Зачем в Сибири выращивают человеческие мозги

Человеческий мозг сегодня можно вырастить в лабораторных условиях

Популярная механика
Почему прикосновения важны для нашего благополучия Почему прикосновения важны для нашего благополучия

Переставая прикасаться друг к другу, люди ставят под угрозу своё здоровье

Psychologies
Собираем офисный/домашний компьютер за 20 000 руб.: оптимальные комплектующие Собираем офисный/домашний компьютер за 20 000 руб.: оптимальные комплектующие

Попробуем собрать компьютер для дома и офиса

CHIP
«Любовный напиток» от Константина Камынина «Любовный напиток» от Константина Камынина

Разговор с Константином Камыниным

StarHit
Неравенство и бедность Неравенство и бедность

Неравенство в России слишком велико

Эксперт
Минфин призвал фондовый рынок не ждать иностранных инвесторов Минфин призвал фондовый рынок не ждать иностранных инвесторов

Возвращения иностранных инвесторов на российский рынок можно не ждать

Forbes
Так долго — живут! Так долго — живут!

В 1899 году вышел первый номер «Огонька»!

Огонёк
Диета, которая убивает Диета, которая убивает

Анорексия – одно из самых распространенных заболеваний среди подростков

Лиза
Производство крыльев для МС-21 оказалось под угрозой из-за санкций США Производство крыльев для МС-21 оказалось под угрозой из-за санкций США

Вашингтон запретил поставки в Россию композитных материалов, выпускаемых в США

Forbes
Пространство для жизни: от какого хлама стоит избавиться Пространство для жизни: от какого хлама стоит избавиться

Список вещей, от которых стоит точно избавиться

Psychologies
Почему моднице нужно доверить интерьер своего дома Designers Guild Почему моднице нужно доверить интерьер своего дома Designers Guild

Декор, как стиль жизни, созданный по законам моды

Vogue
«Я хотел создать молоко из травы, убрав из этого процесса корову» «Я хотел создать молоко из травы, убрав из этого процесса корову»

Разговор с ведущим специалистом в области синтеза наноматериалов

Огонёк
5 фактов о женской груди, которые ты не знал (и тебе было тяжело жить) 5 фактов о женской груди, которые ты не знал (и тебе было тяжело жить)

5 фактов о женской груди, которые ты не знал (и тебе было тяжело жить)

Playboy
Открыть в приложении