«Бизнес существует чтобы менять жизнь людей»
В России набирает обороты социальное предпринимательство, которое поддерживается крупными игроками отечественного рынка, в том числе дочерними компаниями группы «Лукойл» совместно с фондом региональных социальный программ «Наше будущее»
Приезд нобелевского лауреата Мухаммада Юнуса в Москву — событие знаковое. Известный экономист считается основателем социального предпринимательства — чрезвычайно популярного в мире вида бизнеса, который в первую очередь призван решать острые проблемы в обществе. Почти сорок лет назад Юнус решил, что он должен сделать невозможное: победить бедность в своей родной деревне Джобра в Бангладеш. Сегодня можно говорить о том, что ему это удалось. В 2006 году Мухаммад Юнус получил Нобелевскую премию мира за усилия по созданию экономического и социального развития снизу. Своим опытом он поделился на пресс-конференции «Социальное предпринимательство в России — будущее страны», которую организовал фонд «Наше будущее» при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ, Государственной думы РФ, Центрального банка РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей. Фонд, учрежденный известным российским бизнесменом, президентом ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым, первым начал развивать идею социального предпринимательства в России.
— Большую часть своей жизни я работал ради людей из беднейших слоев населения, особенно ради женщин, стараясь помочь им улучшить жизнь,— пишет Юнус в своей книге «Мир трех нулей», представленной на прошлой неделе в Москве.— В 1976 году я открыл в моей родной стране Бангладеш банк, который назвал Grameen Bank (дословно «деревенский банк».— «О»). В нем бедняки из сельской местности могли получить доступ к финансовым средствам с использованием микрокредитования. С тех пор с помощью этого инструмента более 300 млн человек в разных странах мира реализовали свой предпринимательский потенциал. Микрокредиты помогли им разорвать оковы бедности.
Сорок лет назад многие считали Юнуса благородным чудаком. Первый заем, выданный Юнусом, составил 27 долларов. Затем средний размер кредита поднялся до тысячи. Начинающему банкиру не раз говорили, что он разорится, не вернув вложенные деньги. Но в итоге невозврат по займам составил всего 3 процента, и вскоре филантроп стал успешным предпринимателем, к чьему мнению прислушиваются во всем мире. Несколько лет назад Grameen Bank с программой микрокредитования пригласили работать в США. Сейчас в Америке работают 25 отделений банка, которыми пользуются 120 тысяч заемщиков. Оказалось, что иногда небольшая денежная помощь способна стать началом больших перемен.
— Бизнес существует не для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы менять жизнь людей. Социальный бизнес всегда связан с изменениями. В таком случае компания решает проблемы людей,— уверен Юнус.
Свою поездку в Москву Мухаммад Юнус приурочил к празднованию Международного дня социального бизнеса. В России праздник отмечают с подачи фонда «Наше будущее», который выдает беспроцентные займы социальным предпринимателям и организует образовательные проекты в этой сфере. Сегодня уже можно подводить некоторые итоги почти десятилетней деятельности в этом направлении.
— Я хочу поблагодарить господина Мухаммада Юнуса, который нашел время в своем плотном графике и прилетел в Россию на нашу прессконференцию,— отметила общественный деятель, директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева.— Россия присоединилась к празднованию Международного дня социального бизнеса в 2013 году. Тогда в 20 регионах страны было проведено 28 мероприятий, которые охватили более 2 тысяч человек. В этом году количество мероприятий увеличилось до 132 с общим охватом свыше полумиллиона человек. Это говорит о том, что социальное предпринимательство сейчас в тренде».
Заместитель министра экономического развития РФ Вадим Живулин в ходе своего выступления обратил внимание на то, что социальное предпринимательство в нашей стране имеет очень хорошие перспективы.
— Отдача от вложения в социальный бизнес настолько высока и значима, что интерес к этой тематике проявляют очень многие участники,— отметил Вадим Живулин.— Важно, что тема социального бизнеса является одним из пунктов плана по реализации национального проекта по развитию предпринимательства, и в этом смысле нацпроект как раз тоже сегодня среди основных направлений развития бизнеса в России называет социальные предприятия.
Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин в своем выступлении подтвердил, что в последние годы в развитии социального бизнеса в стране действительно сделан серьезный шаг. Он отметил, что, когда в России только появилось само понятие «социальный бизнес», эксперты выделяли три первоочередные задачи: во-первых, добиться создания нормативной правовой базы для нового вида бизнеса. Во-вторых, проанализировать инициативы и программы территориальных палат по развитию идеи социального бизнеса. И, в-третьих, поддерживать и распространять накапливаемый ими положительный опыт. Законопроект позволит законодательно закрепить статус социального предпринимателя и, значит, обозначить конкретные пути поддержки важной инициативы государством. Ведь до сих пор многие чиновники и сами представители бизнеса путают это понятие с благотворительностью и социальной ответственностью бизнеса.