Россия и мир | Наследие
«Здесь нужно включать фантазию»
Храму Василия Блаженного 12 июля исполняется 455 лет. Пообещав в случае победы над Казанским Ханством возвести в столице собор невиданной красоты, Иван Грозный наградил Москву загадкой в камне, над которой ломают голову пятый век архитекторы и прохожие. Мифами и легендами символа Москвы и России накануне его юбилея с «Огоньком» поделилась директор музея «Покровский Собор» Татьяна Сарачева
Покровский собор — одно из немногих туристических мест в центре Москвы, где необходимость в переводе отпадает сама собой. Теряясь за резкими поворотами и пригибаясь под низкими сводами, туристы и не пытаются скрыть удивление, которое на всех языках мира звучит одинаково. Французы скрупулезно изучают снятые с куполов детали, китайцы испытывают акустику, перешептываясь через слуховые оконца в стенах толщиной в три метра, а испанцы безуспешно ищут два одинаковых цветка в растительном орнаменте XVII века.
По мнению директора храма-музея (официально он считается филиалом Исторического музея) Татьяны Сарачевой, главная загадка собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (так звучит его полное название) связана не с потайными ходами и ненайденными сокровищами, она у всех на виду — в мастерстве древних зодчих. О нем Татьяна Сарачева и рассказывает, открывая перед нами неприметную дверь с той стороны собора, что выходит на Москва-реку.
— Храм был построен в период Казанского похода царя Ивана Грозного. Значит ли это, что каждая церковь символизирует победу?
— За четыре с половиной века вокруг Покровского собора родилось множество мифов, и это как раз один из них. Собор построен в память о Казанском походе в 1552 году. Накануне похода царь действительно пообещал, что если ему будут благоволить небесные силы, то он возведет храм в Москве. Но нынешний собор был заложен только весной 1555 года, то есть спустя два с половиной года. Дело в том, что на месте нынешнего Покровского собора стояли деревянные церкви, а в камне он был построен позже. Собор уникален, потому что у здания высотой более 60 метров нет глубокого фундамента — только высокий подклет на искусственно подсыпанном холме. Так что сокровища в подвалах собора искать бесполезно — просто негде. Для православного средневекового храма и архитектурная композиция собора — новшество: он состоит из девяти самостоятельных церквей, у каждой из которых свой вход и собственное посвящение. Проще говоря, Покровский собор неповторим.
— Почему памятник державной архитектуры приобрел такой «пряничный» и нарядный вид?
— Если бы мы с вами оказались на Красной площади середины XVI века, мы бы собор не узнали. Он казался более строгим и при этом нарядным: собор был расписан в технике фрески, имитирующей кирпичную кладку, то есть был красно-белым, с цветными изразцами, которые украшали шатер центральной церкви. Разноцветие в росписях и главах появилось только в XVIII веке, когда на средства, выделенные Екатериной II, был проведен ремонт собора. Тогда-то главы окончательно стали цветными и узнаваемыми во всем мире. Обратите внимание: на путеводителях по Москве обычно изображают даже не Кремль, а именно Покровский собор. Это неофициальный символ столицы и России. Музей в Покровском соборе был популярным всегда. Достаточно сказать, что в 1970-е он принял миллионного посетителя за год.
— Такой поток посетителей не влияет на устойчивость собора? Вы же говорите, у него нет глубокого фундамента…
— Он довольно устойчив. Нам остается только дивиться мастерству зодчих XVI века: во время строительства собора они применяли передовые инженерные идеи. Несмотря на отсутствие компьютеров и даже чертежей в современном понимании, собор выстроен очень грамотно. Кстати, это один из первых кирпичных соборов: в XV–XVI веках из кирпича в основном строили оборонительные сооружения, но не соборы.
— Что уцелело в храме Василия Блаженного с XVI века?
— Очень многое. Архитектурная композиция на втором ярусе из девяти церквей, которые никогда не перестраивали. Порталы, полуколонны, небольшие арки в интерьерах, подклет — все это относится к XVI веку. Своды церквей никогда не разрушались, только однажды, когда в ноябре 1917-го Кремль обстреливали, осколки снаряда попали в свод церкви Входа Господня в Иерусалим. Мы специально не реставрируем поврежденный участок стены.
«У здания высотой более 60 метров нет глубокого фундамента — только высокий подклет на искусственно подсыпанном холме. Так что сокровища в подвалах собора искать бесполезно — просто негде»
Но при этом собор изменился. Поэтому, когда гуляешь по нему, нужно включать фантазию и представлять, что в XVI веке не было крылец, церкви Василия Блаженного, совершенно другой была колокольня. Если отбросить эти более поздние пристройки, то мы увидим здание со строгой композицией: в центре шатровая церковь, ее окружают восемь боковых церквей. Архитекторы расположили их так специально, чтобы глаз зрителя не уставал: когда долго разглядываешь собор, благодаря игре линий невольно замечаешь динамику форм в его облике. Раньше храм был более воздушным, он возносился на высоком берегу реки будто свеча, а более поздние пристройки немного приземлили его.