Офшор на замке. Как переформатировать бизнес под требования регуляторов
Вступившие в силу законы меняют правила бизнеса в популярных офшорах. Размер капитала россиян в таких юрисдикциях ранее оценивался в $1 трлн
В начале этого года почти на всех популярных у российского бизнеса офшорных островах вступили в силу новые законы, которые меняют сложившееся за много лет отношение инвесторов к этим юрисдикциям. Раньше достаточно было купить компанию «с полки» за €2000-€3000, открыть для нее счет в любом банке мира — и бизнес готов: можно работать и экономить на налогах. Новые требования касаются профессионального английского термина «substance» — совокупности условий деятельности компании. В первую очередь, от компании теперь требуется иметь в юрисдикции реальный офис с квалифицированными сотрудниками, которые получают зарплату. Размер офиса и количество сотрудников, а также прочих накладных расходов должен соответствовать масштабам бизнеса.
По сути, эти законы являются вынужденной реакцией островов на новые требования к бизнесу, которые выдвигает ЕС в рамках программы деофшоризации. Данными мерами Европа пытается достичь двух основных целей: повысить собираемость налогов и увеличить эффективность программы AML (комплекс мер по борьбе с отмыванием денег), основная задача которой — борьба с коррупцией, мошенничеством, финансированием терроризма и другими серьезными преступлениями. В целом, это правильное направление движения. Страны ЕС и Россия уже приняли большое количество законов по деофшоризации, но без участия самих офшоров не обойтись. В последние годы были созданы условия, которые приводят к неэффективности практически всех офшорных схем, и островам ничего не остается, как принимать новые правила.
Новые законы не стали неожиданностью для бизнеса. Требования по substance разрабатывались уже давно. Этому уделена большая часть в MLI — многосторонней конвенции, противодействующей размыванию налогооблагаемой прибыли между странами, которая была подписана уже почти два года назад. Вот для кого действительно они стали неожиданностью, или, возможно, станут в будущем — это частные инвесторы с высоким уровнем собственного капитала (HNWI).