Нырок в глубину: зачем нужен самоанализ
Будем честны: многие обходятся без самоанализа. Очевидно, что он не является жизненной потребностью. Тогда чем вызван интерес к своей внутренней жизни и для чего нужно знание себя?
Некоторые постоянно задаются вопросом о том, что они из себя представляют. Другие живут, обходясь без такого пристального самоисследования.
«Мне было 26, и я считала себя сложившейся личностью, когда познакомилась с Анной, которая вскоре стала моей близкой подругой, — рассказывает 39-летняя Мария. — Меня поразило, что Анна анализирует каждый свой поступок. И мне она задавала те же вопросы: что тебя побуждает поступать так, а не иначе, почему ты любишь то, а не другое? Я спорила с ней: разве не достаточно просто жить?! Но она заразила меня страстью к исследованию глубинных мотивов».
Марию увлек не только вопрос о сути своей личности, но и вопрос, откуда берется такой интерес к себе.
Наши инструменты
Для познания мира сегодня есть микроскопы и телескопы и даже ловушка для неуловимой частицы нейтрино. А с помощью чего можно исследовать самих себя? Для этого мы пользуемся, как и тысячи лет назад, собственной мыслью и наблюдательностью. А поскольку память не слишком надежна, прибегаем к записям.
С юности и до конца жизни Лев Толстой вел дневники. Он старался быть беспристрастным. «Посмотрим, что такое моя личность, — пишет он в 26 лет. — Я дурен собой, неловок, нечистоплотен и светски необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен, нетерпим...»
А затем 56 лет спустя, в год своей смерти: «Чувствую себя в деле нравственного совершенствования совсем мальчишкой, учеником, и учеником плохим, мало усердным», — записывает он в «Дневнике для одного себя»1. Мало кто может быть полностью объективным в отношении себя самого. Нас качает от довольства собой к полному неприятию.
25-летняя Ирина завела дневник онлайн, потому что хотела знать, что думают о ней другие, получить объективную оценку. Но вскоре поняла, что ожидания не оправдались: «Мне проще рассказывать о разных событиях, потому что, когда пишу о себе, я невольно думаю о том, как буду выглядеть в глазах читателей, и стараюсь нравиться. Поэтому я, как Толстой, завела «дневник для одной себя» и там записываю наблюдения над своим характером, которыми я пока не готова ни с кем делиться».
Многие психотерапевты рекомендуют нам вести дневники для себя, особенно в том случае, если мы недовольны собой и другими. Фиксируя то, что обычно ускользает из памяти в потоке новых впечатлений, мы можем выявить повторяющиеся реакции и закономерности в эмоциях и глубже проникнуть в свой характер.
1 Лев Толстой. Дневники. Портал Tolstoy.ru
Лица необщее выраженье
Когда нас захватывают события, мы редко задаемся вопросами о своем внутреннем мире. Однако и тогда чувствуем, что существует «Я», личность как таковая, которая отличает нас от всех других.
«Суть «я» и заключается в том, чтобы вечно утверждать о себе: «не вы», «не они». Суть «я» именно в я, — подчеркивал философ Василий Розанов2. — Это и не добро, и не зло: точнее, «добро» я заключается в обособлении, в несмешивании, в противоборстве всему, а «зло» я заключается в слабости, в уступчивости, в том, что оно хотя бы ради «гармонии» и для избежания «ссоры» мирится с другим, сливается с ним.