Нужна армия юристов, чтобы починить хоть что-то: как мастера борются с корпорациями за право на ремонт
Tesla, Apple, Microsoft, Amazon и другие компании не хотят, чтобы пользователи сами ремонтировали их технику. Они не публикуют инструкции по починке, навязывают ремонт у официальных дилеров и ведут юридическую войну против частного техобслуживания.
Кто придумал искусственно состаривать технику
В 1954 году американский промышленный дизайнер Брукс Стивенс предложил создавать продукты с запланированным устареванием — искусственно ограничивать срок работы товара или преднамеренно производить его хрупким.
Такой подход заставлял людей регулярно искать покупкам замену и стимулировал продажи новых разработок.
Концепцию поддержали многие производители — и со временем их технику стало сложно или вовсе невозможно ремонтировать. Некоторые компании не раскрывают информацию об устройстве и не поставляют запасные детали для старых моделей в ремонтные мастерские, ссылаясь на законы о защите авторского права.
Какие законы защищают интеллектуальную собственность
С октября 1998 года в США действует Digital Millennium Copyright Act (DMCA) — закон, защищающий интеллектуальную собственность. К примеру, он запрещает:
- Модифицировать ПО и обходить цифровые ограничения производителей.
- Использовать или распространять в интернете фотографии, видео, музыку и другие материалы без разрешения автора или владельца.
- Обходить «техническую» защиту — взламывать устройства, на которых хранится информация с авторскими правами.
Аналогичные ограничения в 2001 году принял Европейский парламент и Совет Европейского Союза в Директиве 2001/29/ЕС.
За нарушение норм DMCA можно получить штраф до $30 тысяч. Если возбудят уголовное дело, нарушителю может грозить от 5 до 10 лет тюрьмы и штраф до $1 млн. В ЕС наказание варьируется в зависимости от страны проживания.
Школы, фермеры и врачи не могут быстро починить технику из-за ограничений
Федерация некоммерческих организаций США Public Interest Research Group (PIRG) проводит кампанию за право на ремонт: федерация общается со СМИ и предлагает изменить законы.
PIRG утверждает, что люди не могут самостоятельно ремонтировать сельскохозяйственную технику и медицинское оборудование. Фермерам и медикам приходится обслуживать технику у официальных дилеров, а те, в свою очередь, завышают цены и затягивают сроки.
Ещё в 2015 году онлайн-издание NPR опубликовало историю об американском фермере Дэйве Алфорде, владельце ранчо общей площадью около 400 гектар. Для обработки земли Алфорд купил «умный» трактор John Deere 8520T с бортовым компьютером.
Система позволяла фермеру узнать о проблемах с техникой, но не починить её: ПО трактора не давало пользователю доступ к диагностическим инструментам. Цифровые ограничения производителя защищал федеральный закон об авторском праве.
При каждой поломке John Deere 8520T Алфорду приходилось либо ждать специалиста компании, либо везти трактор в сервисный центр за 65 км от его ранчо.