Новые бюрократы. Почему Кремль не видит провалов системы госуправления
Новая структура правительства вызывает вопросы: что мешало Минкомсвязи заниматься цифровизацией и как просвещение сможет обойтись без науки? Аппарат госслужащих существенно раздут, но сами чиновники жалуются на загруженность и трудоемкость работы, как и на нехватку персонала. Это говорит о серьезном сбое в государственном управлении, который высшее руководство страны не замечает
Владимир Путин утвердил предложенный Дмитрием Медведевым список членов правительства. Анонсированные изменения в составе министерств вызывают ряд вопросов. Так, создание «Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций» как будто ставит точку в вопросе конкуренции двух министерств за право верховенства в сфере цифрового развития. Вот только не было такой конкуренции ни в теории, ни на практике: не зря же Ростелеком назначен единственным исполнителем по целому ряду мероприятий госпрограммы «Информационное общество», которую разрабатывало Минкомсвязи.
За рамками обсуждения крайне неоднозначного понятия «цифровое развитие» (будто до этого было аналоговое развитие), обретает силу подозрение, что без популизма при принятии решений о названии данного ведомства не обошлось. Иначе можно заподозрить федеральных чиновников в том, что если название министерства не содержит указания на сферу регулирования, то этой сферой можно пренебречь. В этой же логике министерство здравоохранения стоило бы переименовать в «Министерство по делам онкологических, сердечно-сосудистых, неизлечимых заболеваний и здравоохранения», чтобы они на всякий случай не забыли, на что обратить внимание в своей деятельности. Кстати, в Польше, например, действует «Министерство здоровья», как и в целом ряде других стран.
А почему у нас «здравоохранения»? Это смотря кто за что борется. Мы охраняем, видимо, систему. Отвечают они за разное, потому и претензии наше министерство отвергает, т.к. не за здоровье россиян борется, а «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования…». В действительности же, создав Министерство цифрового развития, правительство хотело послать нам сигнал о том, что действуют они из лучших устремлений, имеют образцы лучших практик и намерены их воспроизвести. Пожелаем им успеха, поскольку потенциал, заложенный в этих начинаниях, действительно колоссальный.
С одной стороны, конечно, название важно, ибо как вы яхту назовете, так она и поплывет. Но не менее важно и то, что в тени названия — цели, задачи, люди и их полномочия. Публика судит о персоналиях, назначенных на министерские должности по их «фэйлам», забывая все хорошее, а часто не замечая его или воспринимая как должное. Достижения того же Минкомсвязи со знаком плюс большинство и назвать не сможет. Но это не значит, что их нет. Например, содействие в отмене «мобильного рабства». А вот если «продавят» и отмену внутрироссийского роуминга, сделав единое информационное пространство, победят «почту России», то есть заставят ее работать по-человечески или обеспечат демонополизацию рынка почтовой связи, то заслуги их станут видны и оценены по достоинству.