Танковый таран – оружие смелых
Какие ассоциации возникают у вас со словом «таран»? Столкновение в воздухе, Петр Нестеров, ночной бой Талалихина, пылающий самолет Гастелло – не так ли? Но таран – это метод ведения боя, который применялся не только в воздухе, но и на земле. В частности, танковый таран – это не из ряда вон выходящий случай, а широко распространенный и отработанный тактический прием.
Воздушный таран — довольно сложный маневр: в большинстве случаев, особенно при прямых столкновениях, разбиваются оба самолета, и лишь изредка нападающему летчику удается спастись, выпрыгнув с парашютом. Уникальным мастером воздушного тарана был, в частности, Борис Ковзан, в 1941—1942 годах сбивший тараном четыре самолета противника и в трех случаях сумевший успешно возвратиться на базу (впрочем, в четвертом бою он тоже выжил, поскольку его выбросило из кабины горящего Ла-5 и он успел раскрыть парашют).
Наземный таран, безусловно, не несет такой опасности. Его основное назначение — вывести из строя вражескую технику; экипаж атакуемой машины чаще всего при столкновении выживает. В первую очередь нападающий при танковом таране стремится повредить самый уязвимый элемент танка соперника — ходовую часть, чтобы обездвижить врага. При этом водитель танка должен иметь серьезный опыт — в том числе для определения возможностей собственной машины. Потому что при наземном таране — в отличие от воздушного — сохранение своего танка в целости считается нормой, и если в результате столкновения обездвижены обе машины, это можно отнести к ошибке нападающего. Итак, тактика.
Танк в танк
Несмотря на то что бронированная техника широко использовалась уже в Первой мировой войне, официально зафиксированных случаев танкового тарана до 1936 года не было. Отчасти это объясняется низкими рабочими скоростями бронеавтомобилей и танков раннего периода: толковый таран на скорости 6−10 км/ч сделать невозможно.
Первым такую тактику применил 29 октября 1936 года командир танкового взвода испанской республиканской армии… Семен Кузьмич Осадчий. Да, как ни странно, международное участие в Гражданской войне в Испании было достаточно широким; СССР предоставил республиканской стороне значительное количество техники и оружия, плюс более 2000 советских солдат сражались в 1936—1939 годах под испанским небом. Лейтенант Осадчий, выпускник бронетанковой школы, принимал участие в одном из крупнейших танковых боев того времени, сражении при Сесенье, под командованием полковника Поля Армана (к слову, также советского офицера, чье французское имя объясняется тем, что в детстве он с семьей жил во Франции). Именно во время этого боя Осадчий нестандартным маневром направил свой Т-26 на танкетку Carro CV3/33 и опрокинул ее, столкнув в кювет. Это событие и стало первым зафиксированным историей танковым тараном.
Здесь стоит отметить, что маневр Осадчего, как и первые танковые тараны Второй мировой, был спонтанным и остроумным решением, возникшим непосредственно в ходе напряженного боя. Никакой тактики и теории танкового тарана на тот момент не существовало — она появилась значительно позже.
Впрочем, Осадчий интуитивно последовал методике, впоследствии многократно проверенной на поле боя. В воздушном сражении на более легком и юрком самолете выгодно таранить машину менее поворотливую и тяжелую. В наземном же бою явное преимущество имеет тяжелая бронетехника, поэтому львиная доля танковых таранов была произведена на тяжелых танках против легких танкеток, орудий, стоящих на аэродроме самолетов и прочих объектов относительно малой массы.