Как СССР цензурировал кинематограф

ForbesИстория

«Невежество» Эйзенштейна и нападки на Гайдая: как советское кино жило под цензурой

Василий Легейдо

grozni-63e0c0d22a2ff.jpg
Кадр из фильма "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна

Кинематограф, как и все остальные сферы искусства и общественной жизни в СССР, находился под строгим контролем властей. Цензоры отсматривали каждый фильм и определяли его судьбу: некоторые картины значительно сокращали, другие и вовсе запрещали. Иногда режиссерам устраивали строгие выговоры, а порой за непокорность даже отстраняли или исключали из партии. Историк Василий Легейдо рассказывает, как СССР цензурировал кинематограф.

В январе 2023 года член комитета Государственной Думы РФ по культуре Сергей Соловьев призвал вырезать из фильмов сцены с некоторыми актерами, отметив, что цензурировать кино нужно так, чтобы «резко не снижать качество и содержание». Ранее из опасения попасть под действие нового закона о запрете пропаганды ЛГБТ платформа Amediateka внесла изменения в сериалы «Белый лотос» и «Эйфория».

В уязвимом положении оказались и актеры. Из фильма ТНТ 2019 года «Эдуард Суровый. Слезы Брайтона» вырезали сцены с Иваном Ургантом и Максимом Галкиным (признан в РФ иностранным агентом). Чулпан Хаматову хоть и не убрали из военного фильма «Праведник», но в трейлере исторической картины актриса не появилась. А вот Дмитрия Назарова, который должен был сыграть в новой экранизации «12 стульев», сняли с роли Кисы Воробьянинова. Режиссер Петр Зеленов объявил, что сцены с опальным исполнителем переснимут с заменившим его актером.

Переход кинематографа и телевидения под контроль государственных ведомств — не новая тема для России. В Советском Союзе власти активно навязывали населению восприятие творчества прежде всего как идеологического рупора, необходимого для внедрения «правильных» установок. Ценность произведения во многом зависела не от эстетической и смысловой нагрузки, а от соответствия тезисам пропаганды. На пути к построению коммунистического общества искусство из самостоятельной сферы деятельности превращалось в инструмент для формирования у зрителей выгодного руководству страны видения реальности.

Как большевики обосновывали и внедряли цензуру в кинематографе

«Конечно, цензура нужна, — объявил Владимир Ленин после прихода к власти большевиков. — Не должно быть лент контрреволюционных и безнравственных».

Еще большую известность обрела другая фраза, которую Ленин предположительно произнес в беседе с Анатолием Луначарским в феврале 1922 года: «Из всех отраслей вашего художественного дела самая важная кинематография. Ею нужно заниматься в первую очередь».

Кинематограф контролировался и в последние годы существования Российской империи, но тогда выходило слишком мало фильмов, а общество становилось слишком разнородным, чтобы власть всерьез рассматривала его как средство воздействия на население. Революционеры уделяли этой сфере намного более серьезное внимание: в ближайшие месяцы после свержения Временного правительства в октябре 1917 года начали работу Народный комиссариат просвещения РСФСР, Киноподотдел при внешкольном отделе Государственной комиссии по народному просвещению, Московский и Петроградский кинокомитеты.

Впрочем, в период существования РСФСР основной своей задачей в отношении кино власти видели контроль за возможной антисоветской пропагандой. В фильмах того времени часто игнорировалась Октябрьская революция и сопутствующие социальные катаклизмы — Гражданская война, интервенция, террор против мирного населения. Большевики пока не требовали от режиссеров прославлять коммунизм. Достаточно было критически интерпретировать или вовсе никак не упоминать «враждебный» империализм. Для самих режиссеров создание картин вне исторического контекста стало способом выразить протест против радикальных преобразований.

В 1919-м вступил в силу Декрет о национализации, в соответствии с которым вся фотографическая и кинематографическая деятельность переходила в ведение наркома просвещения Анатолия Луначарского. Теперь создание и распространение фильмов в РСФСР могло осуществляться только через государственные структуры.

С начала 1920-х годов распространение получили героизировавшие Ленина и других лидеров революции новостные и документальные хроники. Классическим примером кинематографа той эпохи можно считать «Историю гражданской войны» Дзиги Вертова, в которой Красная армия героически спасала народ от угнетателей. Пропагандистская значимость фильмов возрастала.

В феврале 1923 года начал функционировать Комитет по контролю за зрелищами и репертуаром (Главрепертком). С тех пор ни один фильм или спектакль не мог публично демонстрироваться без разрешения этого органа.

На XIII съезде ВКП(б) было принято решение об объединении всех прокатных организаций на территории РСФСР в единое акционерное общество — Советское кино или сокращенно Совкино. В его обязанности входили «упорядочение» работы по рецензированию фильмов в прессе, цензурирование сценариев, а также контроль за импортом картин иностранного производства. Разрозненные и хаотичные попытки подчинить искусство революционным нуждам трансформировались в методичную деятельность разветвленного бюрократического аппарата.

Из 3686 фильмов, отсмотренных комитетом Главреперткома с 1923 по 1925 годы, под запрет попали 632. В 1925-м на экраны не выпустили четыре советских фильма из 265 и 195 из 662 иностранных картин. Примерно тогда же советский юрист, организатор кинопроизводства и директор кинофабрики Совкино Илья Трайнин сформулировал мотивы и приемы, за которые произведение могло подвергнуться цензуре: пошлость, мещанство, пацифизм, сентиментализм, антихудожественность, порнография, шовинизм, присутствие вредителей, агентов Антанты, бандитов, шпионов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Воплощенный хаос и смерть материи: как Пабло Пикассо создал «Гернику» за 33 дня Воплощенный хаос и смерть материи: как Пабло Пикассо создал «Гернику» за 33 дня

Глава из книги «Испания от И до Я», посвященная «Гернике» Пикассо

Forbes
«Жизнь — сапожок непарный»: книга о советской женщине и репрессиях «Жизнь — сапожок непарный»: книга о советской женщине и репрессиях

Книга «Жизнь — сапожок непарный» — образец «лагерной» литературы XX века

Forbes
Между нами тает лед Между нами тает лед

Фигуристки Алина Загитова и Анна Щербакова – о дружбе и конкуренции

VOICE
Ученый предложил простое научное объяснение случаям встречи человека и йети Ученый предложил простое научное объяснение случаям встречи человека и йети

Кого люди видели в темном лесу: йети или просто медведя?

ТехИнсайдер
Ученые вырастили рецепторы запаха неандертальцев, чтобы узнать, насколько чутким был их нюх Ученые вырастили рецепторы запаха неандертальцев, чтобы узнать, насколько чутким был их нюх

Могли ли неандертальцы учуять зловоние собственных подмышек?

ТехИнсайдер
«Живу с мужчинами, которые меня содержат»: история читательницы и мнение психологов «Живу с мужчинами, которые меня содержат»: история читательницы и мнение психологов

Быть зависимой от мужчины — самая честная форма отношения

Psychologies
Почему мужчины не любят говорить о своих чувствах? Почему мужчины не любят говорить о своих чувствах?

Как избавить партнера от страха признаваться в чувствах?

Psychologies
Нам только спросить Нам только спросить

Все отношения разные, но вопросы, которые возникают в них, похожи

VOICE
Символ небогатой жизни: почему страны, где растет кокос, считаются бедными Символ небогатой жизни: почему страны, где растет кокос, считаются бедными

Есть ли связь между кокосами и бедностью?

ТехИнсайдер
Замена Мари Кондо: как работает парижская система уборки Мари Керу, созданная для семей с детьми Замена Мари Кондо: как работает парижская система уборки Мари Керу, созданная для семей с детьми

Концепция «экологии интерьера» от француженки Мари Керу

VOICE
Крестная мать Google и YouTube: история Сьюзен Войджицки Крестная мать Google и YouTube: история Сьюзен Войджицки

Какой вклад Сьюзен Войджицки внесла в развитие техногиганта Google

Forbes
Посмотрите на удивительные фотографии золотоискателей США из 19 века! Посмотрите на удивительные фотографии золотоискателей США из 19 века!

Все слышали про знаменитую «золотую лихорадку» в Америке. Вот как она выглядела

ТехИнсайдер
Синдром «героя реалити-шоу»: как снимаются программы о преображении — рассказ продюсера Синдром «героя реалити-шоу»: как снимаются программы о преображении — рассказ продюсера

Продюсер рассказывает о закулисье реалити-шоу о преображениях

Psychologies
От Карского моря до Камчатки: где находятся 7 самых больших заповедников России От Карского моря до Камчатки: где находятся 7 самых больших заповедников России

Семерка самых больших заповедников России

Вокруг света
«Я обнажила грудь. Почему бы не показать ее всем?»: Настя Ивлеева рассказала о постельных сценах в «Монастыре» «Я обнажила грудь. Почему бы не показать ее всем?»: Настя Ивлеева рассказала о постельных сценах в «Монастыре»

Победив смущение, Настя Ивлеева смогла проявить профессионализм

VOICE
«Уязвимость вдохновляет»: как рак изменил мои взгляды на мир «Уязвимость вдохновляет»: как рак изменил мои взгляды на мир

Как меняется логика человека после столкновения с таким тяжелым диагнозом

Psychologies
Феминистка в тюрьме: как Консепсьон Ареналь боролась за права женщин и заключенных Феминистка в тюрьме: как Консепсьон Ареналь боролась за права женщин и заключенных

Консепсьон Ареналь слишком беспокоилась о заключенных и отстаивала права женщин

Forbes
Как и почему появляются родинки на теле? Как и почему появляются родинки на теле?

Родинки — сигнал нашего тела о каких-то внутренних процессах?

ТехИнсайдер
Дело вкуса Дело вкуса

Как творчески обновить обои и при этом сэкономить

Добрые советы
Ставки эпохи возрождения Ставки эпохи возрождения

Что ожидает рынки акций после рекордных провалов

Деньги
День, когда мы идем друг к другу: почему важно праздновать 14 февраля День, когда мы идем друг к другу: почему важно праздновать 14 февраля

Попробуем разобраться, зачем нам вообще нужен день святого Валентина

VOICE
По России с любовью По России с любовью

Лучшие локации в разных городах для поездок на романтический уик-энд

Лиза
«Играю не только сильных героинь»: Александра Бортич о сериале «Фишер» и новых ролях «Играю не только сильных героинь»: Александра Бортич о сериале «Фишер» и новых ролях

Александра Бортич — про уместность мрачного кино в современных реалиях

Forbes
Старые новые вызовы городов будущего Старые новые вызовы городов будущего

Тренды, риски и возможности современной урбанизации

Позитивные изменения
Тебя обманули: эти звезды играли влюбленных в кино, но ненавидели друг друга в жизни Тебя обманули: эти звезды играли влюбленных в кино, но ненавидели друг друга в жизни

Оказывается, эти актеры за кадром терпеть друг друга не могли

VOICE
Как выглядели пирамиды Гизы на момент постройки: драгоценные камни Египта Как выглядели пирамиды Гизы на момент постройки: драгоценные камни Египта

На момент постройки пирамиды Гизы были покрыты блестящей осадочной породой

ТехИнсайдер
Гармония с собой: как перестать бояться одиночества Гармония с собой: как перестать бояться одиночества

Действительно ли одиночество такое страшное?

Psychologies
В Хакасии обнаружили изваяние раннего бронзового века с изображением мужчины-шамана в звериной маске В Хакасии обнаружили изваяние раннего бронзового века с изображением мужчины-шамана в звериной маске

Результаты исследования двух стел окуневской культуры раннего бронзового века

N+1
Как психологически подготовиться к релокации: советы для эмигрантов Как психологически подготовиться к релокации: советы для эмигрантов

Как подготовиться к эмиграции и оставаться сильным в этой непростой ситуации

Psychologies
Хотите ускорить свой путь к успеху? Используйте этот 4-шаговый подход к постановке целей Хотите ускорить свой путь к успеху? Используйте этот 4-шаговый подход к постановке целей

Четыре шага, которые помогут составить план и быстро добиться успеха в карьере

Inc.
Открыть в приложении