«Невежество» Эйзенштейна и нападки на Гайдая: как советское кино жило под цензурой
Кинематограф, как и все остальные сферы искусства и общественной жизни в СССР, находился под строгим контролем властей. Цензоры отсматривали каждый фильм и определяли его судьбу: некоторые картины значительно сокращали, другие и вовсе запрещали. Иногда режиссерам устраивали строгие выговоры, а порой за непокорность даже отстраняли или исключали из партии. Историк Василий Легейдо рассказывает, как СССР цензурировал кинематограф.
В январе 2023 года член комитета Государственной Думы РФ по культуре Сергей Соловьев призвал вырезать из фильмов сцены с некоторыми актерами, отметив, что цензурировать кино нужно так, чтобы «резко не снижать качество и содержание». Ранее из опасения попасть под действие нового закона о запрете пропаганды ЛГБТ платформа Amediateka внесла изменения в сериалы «Белый лотос» и «Эйфория».
В уязвимом положении оказались и актеры. Из фильма ТНТ 2019 года «Эдуард Суровый. Слезы Брайтона» вырезали сцены с Иваном Ургантом и Максимом Галкиным (признан в РФ иностранным агентом). Чулпан Хаматову хоть и не убрали из военного фильма «Праведник», но в трейлере исторической картины актриса не появилась. А вот Дмитрия Назарова, который должен был сыграть в новой экранизации «12 стульев», сняли с роли Кисы Воробьянинова. Режиссер Петр Зеленов объявил, что сцены с опальным исполнителем переснимут с заменившим его актером.
Переход кинематографа и телевидения под контроль государственных ведомств — не новая тема для России. В Советском Союзе власти активно навязывали населению восприятие творчества прежде всего как идеологического рупора, необходимого для внедрения «правильных» установок. Ценность произведения во многом зависела не от эстетической и смысловой нагрузки, а от соответствия тезисам пропаганды. На пути к построению коммунистического общества искусство из самостоятельной сферы деятельности превращалось в инструмент для формирования у зрителей выгодного руководству страны видения реальности.
Как большевики обосновывали и внедряли цензуру в кинематографе
«Конечно, цензура нужна, — объявил Владимир Ленин после прихода к власти большевиков. — Не должно быть лент контрреволюционных и безнравственных».
Еще большую известность обрела другая фраза, которую Ленин предположительно произнес в беседе с Анатолием Луначарским в феврале 1922 года: «Из всех отраслей вашего художественного дела самая важная кинематография. Ею нужно заниматься в первую очередь».
Кинематограф контролировался и в последние годы существования Российской империи, но тогда выходило слишком мало фильмов, а общество становилось слишком разнородным, чтобы власть всерьез рассматривала его как средство воздействия на население. Революционеры уделяли этой сфере намного более серьезное внимание: в ближайшие месяцы после свержения Временного правительства в октябре 1917 года начали работу Народный комиссариат просвещения РСФСР, Киноподотдел при внешкольном отделе Государственной комиссии по народному просвещению, Московский и Петроградский кинокомитеты.
Впрочем, в период существования РСФСР основной своей задачей в отношении кино власти видели контроль за возможной антисоветской пропагандой. В фильмах того времени часто игнорировалась Октябрьская революция и сопутствующие социальные катаклизмы — Гражданская война, интервенция, террор против мирного населения. Большевики пока не требовали от режиссеров прославлять коммунизм. Достаточно было критически интерпретировать или вовсе никак не упоминать «враждебный» империализм. Для самих режиссеров создание картин вне исторического контекста стало способом выразить протест против радикальных преобразований.
В 1919-м вступил в силу Декрет о национализации, в соответствии с которым вся фотографическая и кинематографическая деятельность переходила в ведение наркома просвещения Анатолия Луначарского. Теперь создание и распространение фильмов в РСФСР могло осуществляться только через государственные структуры.
С начала 1920-х годов распространение получили героизировавшие Ленина и других лидеров революции новостные и документальные хроники. Классическим примером кинематографа той эпохи можно считать «Историю гражданской войны» Дзиги Вертова, в которой Красная армия героически спасала народ от угнетателей. Пропагандистская значимость фильмов возрастала.
В феврале 1923 года начал функционировать Комитет по контролю за зрелищами и репертуаром (Главрепертком). С тех пор ни один фильм или спектакль не мог публично демонстрироваться без разрешения этого органа.
На XIII съезде ВКП(б) было принято решение об объединении всех прокатных организаций на территории РСФСР в единое акционерное общество — Советское кино или сокращенно Совкино. В его обязанности входили «упорядочение» работы по рецензированию фильмов в прессе, цензурирование сценариев, а также контроль за импортом картин иностранного производства. Разрозненные и хаотичные попытки подчинить искусство революционным нуждам трансформировались в методичную деятельность разветвленного бюрократического аппарата.
Из 3686 фильмов, отсмотренных комитетом Главреперткома с 1923 по 1925 годы, под запрет попали 632. В 1925-м на экраны не выпустили четыре советских фильма из 265 и 195 из 662 иностранных картин. Примерно тогда же советский юрист, организатор кинопроизводства и директор кинофабрики Совкино Илья Трайнин сформулировал мотивы и приемы, за которые произведение могло подвергнуться цензуре: пошлость, мещанство, пацифизм, сентиментализм, антихудожественность, порнография, шовинизм, присутствие вредителей, агентов Антанты, бандитов, шпионов.