Неукротимое топливо. Водителей ждет взрывной рост цен на бензин
Заморозка цен на моторное топливо разоряет независимый бизнес, которому принадлежит 60% АЗС в России. Спешное латание дыр в топливной инфраструктуре чревато дефицитом, а значит — ростом цен
Начиная с середины апреля проблема стремительного роста розничных цен на бензин не сходит с первых полос деловых СМИ. Об этом пишут журналисты, активно высказываются эксперты, ситуацию на российском топливном рынке обсуждают на федеральных каналах. Сегодня мы имеем широкий диапазон мнений и комментариев, но что происходит в розничном секторе рынка моторного топлива в действительности? Что вообще собой представляет топливная розница? И каким образом меры, которые предпринимает правительство, сказываются на участниках рынка?
Как устроен рынок
Для начала следует разобраться в механизме установления цен на отечественном рынке нефтепродуктов. Ключевыми звеньями в длинной цепи ценообразования от НПЗ до АЗС выступают оптовый и розничный сегменты. Сначала об очевидном: розничные цены напрямую зависят от цен оптовых. Но процесс ценообразования на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов существенно отличаются.
Системообразующим институтом установления оптовой цены является Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (АО «СПбМТСБ»), на которой ценообразование происходит под воздействием факторов спроса и предложения и от ценовых показателей которой «пляшет» мелкий опт и сбытовые подразделения крупных нефтяных компаний. При этом розничная цена фактически устанавливается директивно. До недавнего времени розница подчинялась правилу «инфляция минус», но с конца апреля 2018 года розничные цены поползли вслед за оптовыми, а с 1 июня и вовсе действует режим фиксации, или, проще говоря, «заморозки».
Как все это «работает»? Структура российского розничного рынка нефтепродуктов такова: около 60% АЗС принадлежат независимым предпринимателям, которые не обладают собственной цепочкой от добычи до крупнооптового сбыта, оставшиеся 40% находятся в руках крупных нефтяных компаний — ВИНК, причем наибольшую представленность имеют государственные корпорации («Роснефть», «Газпром нефть» и другие).
Крупные компании могут себе позволить перераспределение доходности от розничного сектора в оптовый и ниже по вертикальной цепи, а также располагают солидными маркетинговыми бюджетами, привлекающими потребителя за счет рекламы и систем лояльности, и административным ресурсом, позволяющим получать наиболее рентабельные места для строительства заправок. При такой структуре рынка цены на социально значимые товары, к которым в том числе относится бензин и дизельное топливо, подчиняются административному воздействию. В таких условиях розница для ВИНК — социальная нагрузка, ведь цены на стеле АЗС не должны превышать одобренных в высоких кабинетах значений, а их рост обычно ограничивается темпами инфляции.