Что на самом деле происходит в одной из самых закрытых и тоталитарных стран мира

ForbesКультура

Несвободный художник. Чем живет и как выживает культура в Северной Корее

Авторы документального фильма о художниках Северной Кореи, Мортен Тровик и Томми Гулликсен, рассказали Forbes Life, что на самом деле происходит в одной из самых закрытых и тоталитарных стран мира.

441046.jpg__1559913641__42109.jpg
Кадр из фильма «ВОЙНА ИСКУССТВ» / Beat Film Festival

Норвежский продюсер Мортен Тровик не первый раз снимает кино про Северную Корею — пару лет назад в России уже показывали его «День освобождения» — фильм о том, как Тровик устроил первый рок-концерт в Пхеньяне. Его новая документальная картина, «Война искусств», рассказывает о том, как десяток современных художников со всей Европы приезжает в столицу КНДР, чтобы обменяться опытом с местными коллегами. Один рисует собственной кровью; другой делает инсталляции из звуков, недоступных человеческому уху; третий занимается арт-фотографией. Мы поговорили с авторами фильма, чтобы понять, как искусство может выжить в полной несвободе.

Мортен, сколько раз вы бывали в Северной Корее? Я начинала считать одни только реализованные проекты, и пальцев рук не хватило.

Мортен Тровик: Мой первый проект был в 2012 году, но я там побывал и раньше — чтобы найти правильных людей, начать с ними работать, установить доверие.

В моей работе меня всегда привлекали утопии. А одна из составляющих частей утопии — что она всегда проваливается. Так было с Советским Союзом и любым другим тоталитарным государством. Я был в России 1990х, учился в ГИТИСе, единственном месте тогда, где тогда учили биомеханике моего обожаемого Мейерхольда. И пытался понять менталитет людей, которые жили в тоталитарных обществах — они казались инопланетянами по сравнению с нами, наивными скандинавами. А потом я вдруг понял для себя, что попасть в Северную Корею было намного проще, чем я думал.

Beat Film Festival

Ваш фильм начинается с кастинга художников, которые поедут в Корею. Понятно, что вы вырезали из фильма все, что было между кадрами, но кажется, будто вы щелкнули пальцами и десяток безумцев как по волшебству оказался в самой закрытой стране мира. Как вам удалась эта магия?

Мортен Тровик: Если я вам раскрою вам свой секрет, мне придется вас убить. Шучу. Мягко говоря, я не просто щелкнул пальцами. Если бы я мог так легко решать проблемы в Корее, то уже был бы уже диктатором. Потребовалось немало подготовительной работы, маневров и дипломатии. Приходилось быть хитрым и тонким. Особенно в таком обществе которое контролирует все, где вы можете работать только изнутри и постоянно устанавливать все больше доверия. Но этому было не место в картине — режиссера [Томми Гулликсена] больше интересовало столкновение западных художников и корейского общества.

Ваши художники напоминают вообще супергероев вроде Х-man, которые отправляются на миссию. Так и было задумано?

Мортен Тровик: Точно! Как «Отряд самоубийц».

Томми Гулликсен: Мне как документалисту очень повезло с этими персонажами. Не будь они такими яркими, проект казался бы намного скучнее. Но не уверен, что мы показали их супергероями — мы же показывали не только суперспособности, но и суперслабости. Что происходит с людьми, когда они отправляются в страну, где не могут контролировать ситуацию ни в какой мере?

Мортен Тровик: Вообще гениальная идея, нам надо все переснять в хуже художников-«иксменов». И запустить производство всей сувенирки вроде фигурок художников. Впрочем, этот нарратив для Запада довольно привычен — Ким Чен Ыр появляется часто в Team America как суперзлодей.

Так, если они супергерои, то против чего борются?

Томми Гулликсен: Хороший вопрос, зачем они все-таки отправляются в Северную Корею. Фильм дает один из вариантов ответа, но мне хотелось бы чтобы зритель решил сам. Не только потому что не все участники это знают про себя, но прежде всего потому, что западному зрителю легко думать, будто супергерои-дипломаты могут навести порядок во всем мире. Все знают, что это не работает — но это не мешает каждому верить, что именно он сможет это сделать. А я уверен, что культурный обмен работает только тогда, когда все стороны этого хотят.

Да, знаете, я смотрела ваша кино и вспоминала «Трудности перевода» Софии Копполы. Все ваши герои образуют коллективного Билла Мюррея, затерявшегося в неизвестной стране с не слишком ясными целями. Но более интересный вопрос у меня к вам вот какой: вы не пытались заретушировать реальность, заставить ее выглядеть слишком красивой? От сцены с флагами захватывает дух — настолько она красива — и мы даже забываем, что действие происходит в одной из самых несвободных стран мира

Томми Гулликсен: Это просто честность. Намного легче было бы отправиться туда и показать, что в этой стране происходит какое-то отвратительное безобразие. Потому что аудитория готова к такому сценарию — и найти примеры, которые бы подтверждали ее правоту, было бы легко. Намного сложнее показать, что это общество вполне себе работает, пусть и частично, что люди способны наслаждаться жизнью и видеть красоту вокруг. Если честно, то что я там увидел, совсем нельзя сравнивать с дисфункциональными странами Третьего мира. Мы приехали туда такие самовлюбленные, но в общем-то мало понимали, что именно нас ждет. И моей задачей было показать сильные стороны всех действующих лиц процесса.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Советские автомобили, который выпускали за границей Советские автомобили, который выпускали за границей

Все уже украдено у нас

Maxim
Дело сестер Хачатурян или дело всей России: можно ли защитить себя и не сесть в тюрьму Дело сестер Хачатурян или дело всей России: можно ли защитить себя и не сесть в тюрьму

Почему российское правосудие носит обвинительный характер

Esquire
Земляничная пора Земляничная пора

Делимся секретами богатого урожая!

Лиза
Михаил Конев: Вечная память. Чему нас научил сериал «Чернобыль» Михаил Конев: Вечная память. Чему нас научил сериал «Чернобыль»

Почему нужно смотреть мини-сериал «Чернобыль»

СНОБ
Русские продаются: что и за сколько ушло на ярмарке Art Basel Русские продаются: что и за сколько ушло на ярмарке Art Basel

Галерист Сергей Попов посетил важнейшую ярмарку современного искусства

Forbes
Золотые пятиэтажки: 9 компаний, которые заработают миллиарды на реновации Золотые пятиэтажки: 9 компаний, которые заработают миллиарды на реновации

Кто получил подряды на возведение жилья в Москве на сумму не менее 3 млрд рублей

Forbes
Топ-7 телевизоров с диагональю 50-55 дюймов до 30 000 рублей Топ-7 телевизоров с диагональю 50-55 дюймов до 30 000 рублей

Достойные модели больших телевизоров дешевле 30 000 рублей

CHIP
#прохобби: ресторанный бизнес и рыбалка Сергея Миронова #прохобби: ресторанный бизнес и рыбалка Сергея Миронова

Владелец ресторанов «Мясо & Рыба» рассказал о ресторанном деле и своем увлечении

РБК
Будущие фильмы Marvel. Надежные инсайдеры и участники выдают первые секреты Будущие фильмы Marvel. Надежные инсайдеры и участники выдают первые секреты

Давай разбираться, что будет в так называемой четвертой фазе Marvel

Maxim
Александр Кузнецов: «Надо бороться не за Александр Кузнецов: «Надо бороться не за

«РБК Стиль» поговорил с Александром Кузнецовым о любви к «Игре престолов»

РБК
Зачем учиться осознанному потреблению в одежде Зачем учиться осознанному потреблению в одежде

Как отказаться от увлечения «быстрой модой»

Psychologies
Опыт читателя: как перестать быть пиратом и жить, не нарушая закон Опыт читателя: как перестать быть пиратом и жить, не нарушая закон

Занимательный эксперимент и пара дельных советов

CHIP
Список желаний по Дарвину: к чему нам стоит стремиться Список желаний по Дарвину: к чему нам стоит стремиться

Какие ценности должны быть в приоритете желаний с точки зрения эволюции

Psychologies
Особые условия Особые условия

Анна Пескова о супруге-декабристе и непоседливой дочке

StarHit
Диванные эксперты Диванные эксперты

У производителей мягкой мебели есть ответ на любой запрос

AD
Инвестор на распутье. Как вкладывать деньги в эпоху тотального противоречия Инвестор на распутье. Как вкладывать деньги в эпоху тотального противоречия

Инвесторам дают множество противоречивых советов о том, куда вложить деньги

Forbes
Из какого класса? Из какого класса?

Большой седан Kia K900 очень хочет попасть в высшее общество

АвтоМир
В S&P усомнились в способности криптовалюты Facebook заменить деньги В S&P усомнились в способности криптовалюты Facebook заменить деньги

Libra не станет полноценной альтернативой фиатным деньгам

Forbes
Как вести себя с тяжелыми соседями, не съезжая при этом с квартиры Как вести себя с тяжелыми соседями, не съезжая при этом с квартиры

Как намекнуть своему соседу на то, что он переходит границу

Playboy
Оба снизу Оба снизу

Как использовать свою лень во благо

Домашний Очаг
Народные легенды Народные легенды

Мы проникли в святая святых — запасник музея Volkswagen в Вольфсбурге

АвтоМир
«Пойти туда, где твой страх» «Пойти туда, где твой страх»

О силе характера, съемках в условиях выживания и откровениях для нового опыта

OK!
50 оправданий людей, которые не хотят меняться 50 оправданий людей, которые не хотят меняться

Что мешает нам стать другими, даже если мы знаем, что перемены необходимы

Psychologies
Медленнее, ниже, слабее: почему «Люди Икс: Темный Феникс» провалились в прокате Медленнее, ниже, слабее: почему «Люди Икс: Темный Феникс» провалились в прокате

После долгих мучений вышел финал франшизы «Люди Икс»

Forbes
Как выбрать удочку? 7 основных типов для разных видов летней рыбалки Как выбрать удочку? 7 основных типов для разных видов летней рыбалки

Чтобы ни одна рыба не проплыла мимо

Playboy
Что такое иммерсивные туры и почему это не туризм Что такое иммерсивные туры и почему это не туризм

Тревел-журналист Тимур Юсупов отправился на три дня в Армению

РБК
Европа в шестом поколении: истребители с искусственным интеллектом Европа в шестом поколении: истребители с искусственным интеллектом

Европейские авиастроительные концерны перейдут на истребители шестого поколения

Популярная механика
Ловушка для банкира Ловушка для банкира

Рынок недвижимости Испании до сих пор не оправился от кризиса 2008 года

Forbes
Эдвард Мунк: Как украсть миллион Эдвард Мунк: Как украсть миллион

Кража картин Эдварда Мунка становится норвежской национальной традицией

Караван историй
Очеловечивание расчеловеченных Очеловечивание расчеловеченных

Корреспондент «РР» отправилась в Екатеринбург, чтобы во врагах увидеть людей

Русский репортер
Открыть в приложении