Немного ужаса на ночь
Признавайтесь, любите пощекотать себе нервы просмотром фильма ужасов? Спокойно хрустите попкорном, наблюдая, как оживший мертвец вгрызается в мозг, или испуганно отворачиваетесь от экрана? Психотерапевт Григорий Горшунин объясняет, почему романтическим комедиям мы порой предпочитаем леденящие кровь хорроры
Что заставляет нас, если не всех, то многих, с интересом всматриваться в экраны, на которых злодеи и монстры охотятся на живых людей, а те замирают от страха, визжат от ужаса и совершают бесконечные глупости: идут в одиночку в мрачные пещеры или приглашают в дом зловещих незнакомцев? Вроде бы все это противоречит здравому смыслу. Но в том-то и дело, что мы устаем от здравого смысла, от необходимости охранять границу, отделяющую наше дневное сознание от мира ночных кошмаров.
Фильмы ужасов — про нарушение границы: между миром агрессивных фантазий и реальностью, мертвых и живых, миром беспомощности и миром предсказуемости и управления. В конечном итоге — между сознательным и бессознательным. Классический хичкоковский хоррор не зря назывался «Психо». Фильмы этого жанра моделируют психоз — прорыв бессознательного ужаса в мир взрослой психики.